Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей
студентов, воспитывавшихся без отцаСтраница 4
Анализ значений парметров тестов в контрольной и экспериментальной группах юношей показал достоверные различия в ответах на задания Теста Томаса, Опросника УСК, Теста Лири, Пятифакторного теста и Басса – Дарки.
В тесте Томаса имеются достоверные различия в ответах испытуемых юношей экспериментальной и контрольной группы по шкале «Сотрудничество». (см. таблицу 2.1)
Юноши, воспитывавшиеся без отца более склонны к сотрудничеству, чем юноши, воспитывавшиеся в полной семье. Сотрудничество достигается ими, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. Эти же тенденции подтверждаются данными различий по тесту 5FPQ в контрольной и экспериментальной группах по шкале «Сотрудничество – соперничество» (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1
Название методики |
Тест Томаса |
Опросник Басса - Дарки |
5 FPQ | |
Испытуемые |
Показатели |
2 |
3 |
2.2 |
Экспериментальная группа юношей (C) |
M |
7,3 |
5,4 |
8,5 |
SD |
1,57 |
2,76 |
2,59 | |
Контрольная группа юношей (D) |
M |
5,11 |
7,56 |
11,11 |
SD |
1,54 |
1,67 |
3,3 | |
Достоверность различий |
Ттест |
0,01 |
0,05 |
0,07 |
Обозначения в таблице 2.1: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне
Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.
Шкалы тестов:
2 Шкала теста Томаса «Сотрудничество»
3 Шкала Опросника Басса – Дарки «Раздражение»
2.2 Первичный фактор « Сотрудничество – Соперничество»
Данные исследования говорят о том, что у юношей, воспитывающихся в семьях без отца, формируется «женский» тип поведения и им более свойственны женские черты характера, чем юношам, воспитывающихся с отцом. Юноши экспериментальной группы менее склонны к конкуренции и соперничеству, что не соответствует мужскому типу поведения. Тестовые показатели по методики Басса – Дарки показывают статистически достоверные различия в ответах испытуемых экспериментальной и контрольной групп юношей по шкале «Раздражение» (см. таблицу 2.1). Из таблицы видно, что юноши экспериментальной группы менее раздражительны.
Результаты диагностики тестом УСК представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
«Опросник УСК» | ||||||||
Испытуемые |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Экспериментальная группа юношей (С) |
M |
3,3 |
4,2 |
2,8 |
4 |
3,6 |
5,3 |
5,7 |
SD |
2,16 |
2,78 |
1,23 |
1,49 |
1,96 |
1,16 |
1,7 | |
Контрольная группа юношей (D) |
M |
4,22 |
5,67 |
4,44 |
5,11 |
4,56 |
5 |
4 |
SD |
1,72 |
2,06 |
2,24 |
2,09 |
1,33 |
2 |
1,32 | |
Достоверность различий |
Ттест |
0,32 |
0,21 |
0,06 |
0,20 |
0,24 |
0,69 |
0,03 |
Возникновение и развитие психики
Возникновение психики связывают с развитием материи. Развитие материи — это ее переход от низших форм к высшим. Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи в результате эволюции, которая длилась миллионы лет, возникла новая форма движения материи, новое ее свойство — ж ...
Жизненные стратегии личности и истоки их конструирования субъектом. Исследования жизненных стратегий в отечественной и зарубежной психологии
Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества. Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «ст ...
Характеристика и строение человеческой деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, а также преобразует, свои способности и реализует потребности. В деятельности выражается творческий характер человека, бл ...