Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей
студентов, воспитывавшихся без отцаСтраница 1
Для проверки выдвинутой нами гипотезы были сформированы 4 группы: 2 экспериментальные и 2 контрольные, в состав которых вошли молодые люди женского и мужского пола. В экспериментальную группу вошли студенты, которые росли в неполной семье (без отца), а в контрольную группу – студенты, которые воспитывались в полной семье с отцом. Возраст испытуемых варьирует от 18 до 23 лет. В исследовании приняли участие всего 62 девушки и 20 юношей. Таким образом, мы рассматривали следующие группы:
· Экспериментальная группа девушек А
(в ее состав вошли девушки, воспитывавшиеся в семьях без отца);
· Контрольная группа девушек B
(в состав этой группы вошли девушки, воспитывавшиеся при участии отца);
· Экспериментальная группа юношей C
(группа включила в себя юношей, росших в семьях без отца);
· Контрольная группа юношей D
(в составе этой группы состояли юноши, воспитывавшиеся в полной семье).
В исследовании сравнивались результаты тестирования контрольных и экспериментальных групп у девушек и юношей отдельно. Анализируется только статистически достоверные различия на уровне значимости Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001. Полученные данные исследования представлены в таблицах и в приложении.
Испытуемым были предложены восемь методик: «Тест описания поведения К.Томаса», «Опросник УСК», «Тест Басса – Дарки», «Тест мотивации одобрения», «Опросник Леонгарда – Шмишека», «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири», «Пятифакторный тест (5FPQ)» и Анкета, направленная на выявление отношения к отцу (см. Приложение 2).
Тест описания поведения К.Томаса адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:
· соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
· приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
· компромисс;
· избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
· сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.
Опросник УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Опросник УСК состоит из 44 пунктов. Шкалы опросника УСК:
· Шкала общей интернальности (Ио);
· Шкала интернальности в области достижений (Ид);
· Школа интернальности в области неудач (Ин);
· Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис);
· Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип);
· Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им);
· Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из).
«Тест Басса – Дарки» содержит восемь шкал, позволяющих качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Тест мотивации одобрения диагностирует установки на социально-желательное поведение.
Опросник Леонгарда - Шмишека (характерологическая личностная методика) предназначена для диагностики типа акцентуации личности. Методика содержит десять шкал и состоит из 88 вопросов. Тест выявляет следующие типы акцентуации личности: Гипертимический тип, .Застревающий тип, .Эмотивный тип, Педантичный тип, Тревожный тип, Циклотимический тип, Демонстративный тип, Возбудимый тип, Дистимический тип и Экзальтированный тип.
Методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири в 1954 г. Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
«Пятифакторный тест (5FPQ)» Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» был разработан американскими психологами Р. Мак Крае и П. Коста, и усовершенствован японским исследователем Хийджиро Тсуйи. Методика была адаптирована А.Б. Хромовым в КГУ в 2000 году. Тест включает в себя пять суперфакторов: Экстраверсия - Интроверсия, Привязаность – Отделенность, Контролирование - Естественность Эмоциональность – Эмоциональная сдержанность, Игривость – Практичность, что позволяет относительно полно охарактеризовать личность, так как каждый полюс черты отражает её своеобразие.
Дистанция
Нормы приближения двух людей друг к другу описал Э. Холл. Данные нормы определены четырьмя расстояниями: o Интимное расстояние – от 0 до 45 см – на таком расстоянии общаются самые близкие люди; в этой зоне имеется еще одна подзона радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта, это сверх интимная зона. ...
Профилактические, диагностические и реабилитационные
процедуры ПТСР
Профилактические процедуры ПТСР Существуют различные профилактические процедуры ПТСР. Это различные методики и подходы, которые позволяют человеку предотвратить ПТСР, помогающие справляться ему со стрессовыми травмирующими событиями. Мы приведем некоторые из них. · Кризисная интервенция Кризисная интервенция — это профессиональная психос ...
Логика процессов личностного развития человека. Системно-структурное
представление о развивающейся личности
Личностное развитие человека в плане становления основных его макрохарактеристик может быть представлено в виде восходящей структуры с координатами самосознания и сознания (вертикаль и горизонталь соответствено). Подобная логическая схема лежит в основе антропологических теорий И. Канта, С. И. Гессена и Э. Эриксона, правда, без явного вв ...