Другая психология » Конфликтный потенциал личности » Результаты исследования и психоло еиче кая интерпретация.

Результаты исследования и психоло еиче кая интерпретация.
Страница 6

Преобладающий тип реакции испытуемых с высоким коэффициентом групповой адаптации - "с фиксацией на удовлетворении потребности", т.е. их действия направлены на разрешение проблемы - признак адекватного реагирования.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что высокие показатели конфликтного потенциала у испытуемых связаны с экстрапунитивным направлением реакции и типом реакции "с фиксацией на самозащите", таким образом данные респонденты всю ответственность за случившиеся, чаще всего возлагают на окружающих и всячески защищают свое "Я".

Делая вывод, на основе результатов исследования о характере реагирования личности с высоким конфликтным потенциалом (низкие значения коэффициента групповой адаптации), можно утверждать, что преимущественно это реакции в экстратунитивной манере и "с фиксацией на самозащите". Испытуемые с низким конфликтным потенциалом (высокие значения коэффициента групповой адаптации) чаще реагируют в интропунитивной манере и "с фиксацией на решении проблемы".

Полученный экспериментальный материал позволяет в определенной степени обнаружить взаимосвязь различных свойств личности с ^ тенденцией к конфликтному взаимодействию. Высокие показатели

коммуникативного контроля и интернальности, как правило соответствуют низкому конфликтному потенциалу личности. Это подтверждает наше предположение о взаимовлиянии выделенных личностных качеств и конфликтного потенциала личности, и то, что с возрастом, и увеличением стажа профессиональной деятельности конфликтный потенциал личности имеет тенденцию к увеличению.

Изучение временной динамики конфликтного потенциала личности.

Оценка различий между группами испытуемых по О критерию Розенбаума.

В соответствии с гипотезами исследования, мы предполагаем, что конфликтный потенциал личности в процессе профессиональной ^| деятельности обнаруживает некоторую динамику. Наши

экспериментальные данные это подтвердили. На протяжении всего периода профессиональной деятельности можно выделить различные этапы, которые обозначены нами следующим образом:

1. Этап профессионального самоопределения (абитуриенты и студенты)

2. Этап первичной профессиональной адаптации (стаж работы до 3-х лет) v 3. Этап собственно профессиональной адаптации (стаж 3-5 лет)

4. Период профессионального становления (стаж работы 5-15 лет)

5. Период профессиональной самоактуализации (более 15 лет)

Коэффициент групповой адаптации.

Анализируя данные по коэффициенту групповой адаптации, мы пришли к выводу что группа студентов и абитуриентов обнаруживает сходные данные и их можно объединить в одну группу. При сравнении коэффициентов групповой адаптации данной группы с теми же показателями в группе профессионалов с разным стажем работы было выявлено превосходство первых испытуемых (Q = 17, при Qo,oi- 9). Это означает, что уровень коэффициента групповой адаптации в выборке студентов и абитуриентов выше (т.е. менее конфликтны), чем в выборке профессионалов (схемы 1,2).

Подводя итог временной динамики конфликтного потенциала личности на основании нашего исследования, можно констатировать, что испытуемые из группы абитуриентов и студентов демонстрируют низкий конфликтный потенциал (высокие значения коэффициента групповой адаптации), затем в начале профессиональной деятельности при прохождении адаптации к социальному окружению он возрастает, но приблизительно к 5 годам конфликтный потенциал вновь снижается и остается на уровне низком и среднем (т.е. высокий и средний уровень адаптации к своему социальному окружению) на протяжении еще ~10 лет профессиональной деятельности. У испытуемых со стажем работы более 15 лет, по данным исследования, происходит увеличение конфликтного потенциала как результат снижения адаптации к группе.

Совокупность полученных данных с очевидностью обнаруживает, что конфликтный потенциал личности взаимосвязан с некоторыми личностными свойствами и процессом профессиональной адаптации в течение всего периода жизнедеятельности. Однако, этот процесс не однонаправленный и на некоторых этапах профессионального становления, конфликтный потенциал личности может обнаруживать тенденцию к увеличению (в начальном и завершающем этапах) и некоторую стабилизацию (в период активной профессиональной деятельности). Это свидетельствует о наличии приспособительных и компенсаторных механизмов психологической адаптации личности и их последовательного развития в процессе специальной социально-психологической подготовки. Один из вариантов такой программы подготовки представлен в данной дипломной работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Система личностного-ориентированного образования в детском доме
Мониторинг процесса личностного развития каждого ученика. Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного развития каждого ученика проводится с момента поступления ребенка в школу. В проведении диагностики и коррекции процесса личностного развития учащихся принимают участие все учителя, классные руководители под руководством ...

Корреляционнай анализ
Корреляционный анализ - метод, позволяющий обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами. Допустим, проводится независимое измерение различных параметров у одного типа объектов. Из этих данных можно получить качественно новую информацию - о взаимосвязи этих параметров. Методами корреляционного анализа решаются следующие ...

Развитие мотивов учения.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые о ...