Результаты исследования и психоло еиче кая интерпретация.Страница 6
Преобладающий тип реакции испытуемых с высоким коэффициентом групповой адаптации - "с фиксацией на удовлетворении потребности", т.е. их действия направлены на разрешение проблемы - признак адекватного реагирования.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что высокие показатели конфликтного потенциала у испытуемых связаны с экстрапунитивным направлением реакции и типом реакции "с фиксацией на самозащите", таким образом данные респонденты всю ответственность за случившиеся, чаще всего возлагают на окружающих и всячески защищают свое "Я".
Делая вывод, на основе результатов исследования о характере реагирования личности с высоким конфликтным потенциалом (низкие значения коэффициента групповой адаптации), можно утверждать, что преимущественно это реакции в экстратунитивной манере и "с фиксацией на самозащите". Испытуемые с низким конфликтным потенциалом (высокие значения коэффициента групповой адаптации) чаще реагируют в интропунитивной манере и "с фиксацией на решении проблемы".
Полученный экспериментальный материал позволяет в определенной степени обнаружить взаимосвязь различных свойств личности с ^ тенденцией к конфликтному взаимодействию. Высокие показатели
коммуникативного контроля и интернальности, как правило соответствуют низкому конфликтному потенциалу личности. Это подтверждает наше предположение о взаимовлиянии выделенных личностных качеств и конфликтного потенциала личности, и то, что с возрастом, и увеличением стажа профессиональной деятельности конфликтный потенциал личности имеет тенденцию к увеличению.
Изучение временной динамики конфликтного потенциала личности.
Оценка различий между группами испытуемых по О критерию Розенбаума.
В соответствии с гипотезами исследования, мы предполагаем, что конфликтный потенциал личности в процессе профессиональной ^| деятельности обнаруживает некоторую динамику. Наши
экспериментальные данные это подтвердили. На протяжении всего периода профессиональной деятельности можно выделить различные этапы, которые обозначены нами следующим образом:
1. Этап профессионального самоопределения (абитуриенты и студенты)
2. Этап первичной профессиональной адаптации (стаж работы до 3-х лет) v 3. Этап собственно профессиональной адаптации (стаж 3-5 лет)
4. Период профессионального становления (стаж работы 5-15 лет)
5. Период профессиональной самоактуализации (более 15 лет)
Коэффициент групповой адаптации.
Анализируя данные по коэффициенту групповой адаптации, мы пришли к выводу что группа студентов и абитуриентов обнаруживает сходные данные и их можно объединить в одну группу. При сравнении коэффициентов групповой адаптации данной группы с теми же показателями в группе профессионалов с разным стажем работы было выявлено превосходство первых испытуемых (Q = 17, при Qo,oi- 9). Это означает, что уровень коэффициента групповой адаптации в выборке студентов и абитуриентов выше (т.е. менее конфликтны), чем в выборке профессионалов (схемы 1,2).
Подводя итог временной динамики конфликтного потенциала личности на основании нашего исследования, можно констатировать, что испытуемые из группы абитуриентов и студентов демонстрируют низкий конфликтный потенциал (высокие значения коэффициента групповой адаптации), затем в начале профессиональной деятельности при прохождении адаптации к социальному окружению он возрастает, но приблизительно к 5 годам конфликтный потенциал вновь снижается и остается на уровне низком и среднем (т.е. высокий и средний уровень адаптации к своему социальному окружению) на протяжении еще ~10 лет профессиональной деятельности. У испытуемых со стажем работы более 15 лет, по данным исследования, происходит увеличение конфликтного потенциала как результат снижения адаптации к группе.
Совокупность полученных данных с очевидностью обнаруживает, что конфликтный потенциал личности взаимосвязан с некоторыми личностными свойствами и процессом профессиональной адаптации в течение всего периода жизнедеятельности. Однако, этот процесс не однонаправленный и на некоторых этапах профессионального становления, конфликтный потенциал личности может обнаруживать тенденцию к увеличению (в начальном и завершающем этапах) и некоторую стабилизацию (в период активной профессиональной деятельности). Это свидетельствует о наличии приспособительных и компенсаторных механизмов психологической адаптации личности и их последовательного развития в процессе специальной социально-психологической подготовки. Один из вариантов такой программы подготовки представлен в данной дипломной работе.
Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях
отечественных и зарубежных психологов. Возникновение
страха в ответ на действие угрожающего стимула
Мы получили в наследство от своих далеких предков набор определенных качеств и эмоций, позволяющих им как-то определить свое отношение к окружающему миру и лучше приспосабливаться к нему. Страх, как тень, преследовал человека с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергающегося опасностям. Но его страх имел ...
Нейропсихологическая школа А.Р. Лурия
А.Р. Лурия – не только основоположник нейропсихологии нового типа, он создал отечественную нейропсихологическую школу – коллектив учеников, единомышленников, продолжающих разрабатывать его идеи. Научная школа – особое, весьма ценное и сравнительно редкое явление в науке. Далеко не все крупные ученые оставили после себя научную школу, что ...
Кодирование от алкоголизма по методу химической блокады
Разработано множество различных препаратов, на основе, главным образом, трех основных химических компонентов, которые при соединении с алкоголем, вступают с ним в химическую реакцию и создается новое вещество, которое токсически действует на организм, вызывая самые различные острые реакции организма, что может привести к летальному исход ...
