Результаты исследования и психоло еиче кая интерпретация.Страница 3
Опираясь на результаты исследования можно предположить, что с возрастом личности увеличивается экстернальность. Это можно объяснить, на наш взгляд, что такие испытуемые исходят из личного опыта - не всегда определяющее значение имеют способности, усилия человека, и иногда обстоятельства все меняют.
Данные по экстраверсии - интроверсии (в %) приведены в таблице 4.
Показатели уровня экстраверсии по группам
испытуемых (в %). Таблица 4.
абитуриенты |
студенты |
профессионалы | ||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
экстраверты |
7 |
59 |
23 |
38,5 |
5 |
8,3 |
амбоверты |
11 |
17 |
30 |
50 |
24 |
41,7 |
интроверты |
14 |
24 |
7 |
11,5 |
29 |
50 |
Полученные результаты по показателю экстраверсии будут использованы ниже для выявления корреляционных связей.
Корреляционный анализ, полученных данных эмпирического
исследования.
Корреляционные связи коэффициента групповой адаптации и уровня
коммуникативного контроля.
Коэффициент групповой адаптации значимо коррелирует с коммуникативным контролем. (В группе профессионалов rs = 0,78; р<0,01). Зависимость переменных - прямая. В группе профессионалов испытуемые с высоким коэффициентом групповой адаптации демонстрируют высокий коммуникативный контроль. Эти данные подтверждают нашу гипотезу о наибольшем количестве связей с конфликтным потенциалом такой личностной составляющей как коммуникативный контроль.
Выявленные взаимосвязи между коэффициентом групповой адаптации и коммуникативным контролем можно интерпретировать следующим образом, поскольку конфликтный потенциал личности нами взят как уровень групповой адаптации, то как мы полагаем конфликтный потенциал личности зависит от того, насколько чутко реагирует испытуемый на действия и поведение окружающих, отвечая социальным ожиданиям группы. Если человек действует импульсивно, открыто, раскованно, что не всегда соответствует социальным ожиданиям, это способствует возникновению конфликтов. И, напротив, чем больше личность контролирует себя, свое поведение, выражение эмоций в социальной ситуации, тем ниже ее конфликтный потенциал, как показывают наши исследования.
Следовательно уровень коммуникативного контроля и связанный с ним коэффициент групповой адаптации играют важную роль на этапе профессиональной адаптации личности, таким образом высокий коммуникативный контроль повышает уровень адаптации в групйе и тем самым снижает конфликтный потенциал личности.
юнныс связи коэффициента групповой адагш и уровня экстраверсии.
Связь между коэффициентом групповой адаптации и уровнем экстраверсии статистически не значима. Но, необходимо отметить, что при отсутствии корреляции между этими показателями, данные полученные при первичной обработке (табл. 5,6) свидетельствуют о том, что среди интровертов испытуемых с высоким коэффициентом групповой адаптации большинство (70%), а среди экстравертов количество испытуемых с низким и высоким КГА разделились приблизительно поровну.
Соотношение показателей КГА и экстраверсии (в %). Таблица 5,
экстраверты |
амбове |
рты |
интрове |
рты | ||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
высокий КГА (неконфликтные) |
8 |
21 |
19 |
18 |
9 |
26 |
средний КГА |
25 |
64 |
79 |
73 |
21 |
62 |
низкий КГА (конфликтные) |
6 |
15 |
10 |
9 |
4 |
12 |
Отклонения в психическом развитии ребенка
Отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: - нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические спо ...
Самооценка= успех: притязания.
Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки: 1. устойчивую адекватную самооценку; 2. неад ...
Особенности агрессии у детей старшего дошкольного возраста
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А ...