Другая психология » Психологическая безопасность образовательной среды » Теоретические аспекты психологической безопасности образовательной среды. Основные подходы к понятию "образовательная среда"

Теоретические аспекты психологической безопасности образовательной среды. Основные подходы к понятию "образовательная среда"
Страница 3

Г.Ю. Беляев [15], анализируя содержание определений и описаний образовательной среды, определяет ее общие, типологические признаки, выделяемые большинством исследователей:

1. Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы. Системность этого педагогического объекта, преобразующего совокупность внешних условий обучения, воспитания и развития детей (и взрослых!), обусловливает применение принципов природо- и культуросообразности в непрерывном дидактическом "единстве и борьбе противоположностей" обучения и учения, формирования и становления, воздействия и взаимодействия, традиции и развития (соразвития) со-бытийной общности, коллектива и личности.

2. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте конкретной социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, а мира - к человеку. Формы адаптации исторически отражают сложившиеся сферы общественного сознания (религия, наука, искусство ит.д.) И носят классовый, идеологический, культурный, цивилизационный характер.

3. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующей разнообразие типов и видов локальных сред различного, порой и взаимоисключающего качества.

4. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социального, пространственно-предметного и психодидактичеекого компонентов, образуя систему координат ведущих условий, влияний и тенденций развития детской, взрослой и детско-взрослой общности (общностей) в параметрах более широкой социокультурной среды, соотносимой с качеством жизни, с качеством среды обитания.

5. Образовательная среда может выступать не только как условие, но и как средство воспитания (как общественное явление), обучения (как предмет совместной педагогической деятельности) и развития (социального индивида в личность, общности в общество).

Кроме того, Г.Ю. Беляев подчеркивает, "что, "попадая" в различные образовательные среды, "проявляясь" в этих средах или формируя их, одни и те же педагогические и воспитательные системы неодинаково и неоднозначно "выдают" в педагогический процесс свои характеристики" [15]. При этом автор считает, что образовательные среды векторны по определению. И таким вектором изменений (стихийной или сознательной эволюции, инволюции ("свертывания") и революции (качественно-скачкообразных преобразований) чаще всего (судя по историко-педагогическому опыту) выступает культурно-поведенческие стереотипы всех участников образовательного процесса, так называемый стереотип "воспроизводства самого человека" [15].

Ставя целью моделирование образовательных сред, и подчеркивая важность поиска сущностных их характеристик, В.А. Ясвин отмечает, что наиболее точным, по его мнению, является определение типологии образовательных сред Я. Корчака: "Степень допустимости упрощений зависят от соответствующей гипотезы, на основе которой создается данная модель" [68].

Ясвин В.А. понимает под

образовательной средой (или средой образования) систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [68].

В данном определении образовательной среды и ее структуры акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности учащегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, как считает Ясвин В. А. три базовых компонента:

Страницы: 1 2 3 4 5


Мотивация и здоровье. Реакции личности на неудовлетворение потребностей и мотивов
Результатом острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и потребностей личности» является, как считает В.Мерлин, внутриличностный конфликт, который характеризуется длительной и устойчивой дезинтеграцией приспособительной деятельности. В зависимости от того, какие ценностно-мотивационные составляющие личности вступают во взаимн ...

Методы научных исследований
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Можно выделить следующие методы. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого ...

Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в детском доме
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной ж ...