Признаки самоактуализирующейся личностиСтраница 1
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека проявляются высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые "неврозы существования", когда человек не понимает, зачем живет и страдает от этого.
Если человек стремиться понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит в высшую ступень личностного саморазвития.
На главный вопрос его теории – что такое самоактуализация? – А. Маслоу отвечает следующим образом; "Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело…Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание" [9, 191].
Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то более высокому. Эти ценности (среди них добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности.
Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы "быть или не быть". В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Самоактуализация, вместе с тем, предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это "труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать". Это "отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе" [].
Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:
полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и принимать ее);
принятие других и себя ("Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты, есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть");
профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
способность к пониманию других людей, внимание доброжелательность к людям;
постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
различение цели и средств, зла и добра ("не всякое средство хорошо для достижения цели");
спонтанность, естественность поведения;
юмор;
саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
готовность к решению новых проблем, к сознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности [9].
Конгруэнтность это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознавать свои проблемы. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего "реального Я", своих возможностей, особенностей, это актуализация как тенденция к пониманию своего "реального Я".
Особенности взаимоотношений
Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. «Мы и взрослые» - постоянная тема подростковых размышлений. Конечно возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров (детского и взрослого) и то, что отношения между ними неравноправны, как н ...
Трансовые состояния
Помимо самопроизвольного перехода сознания в измененные состояния, происходящего спонтанно, человек может осуществлять и намеренный переход. Можно создать такие условия, когда переход сознания в измененное состояние обуславливается специальным внешним воздействием. Факторов, способствующих переходу сознания из одного состояния и в другое ...
Принципы исследования
Наше экспериментальное исследование осуществлялось с учётом следующих принципов: - принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода; - принцип гуманизма; - принцип эффективности и научности; - принципы профориентации; - этический принцип. Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы ...