Другая психология » Потребности и мотивации деятельности человека » Самосознание «Я»-роли и социальный статус

Самосознание «Я»-роли и социальный статус

Социальный статус - это положение, занимаемое личностью в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Отношение к своему статусу играет важную роль в самооценке человека. Различают прирождённый статус, обусловленный полом, этнической принадлежностью, местом рождения, фамилией семьи, и приобретённый статус, определяющийся тем, чего достиг человек в своей жизни благодаря собственным усилиям в различных сферах жизнедеятельности. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один из них определяет его место в обществе. Этот статус называется главным или интегральным, он определяется в основном должностью человека. С социальным статусом тесно связана социальная роль.

Социальная роль - это ожидаемое окружающими людьми поведение, обусловленное статусом человека. Для характеристики особенностей ролевого поведения социологи используют два взаимосвязанных понятия ролевые ожидания и ролевые требования. Под ролевыми ожиданиями принято понимать реакцию со стороны окружающих людей, которые ожидают от исполнителя роли действий, соответствующих ролевым требованиям. Под ролевыми требованиями понимаются обязательные и необходимые действия, вытекающие из принятой личностью роли. Каждый, выполняя какую-либо роль, чётко представляет соответствующий круг обязанностей. В формальных группах обычно строго определены ролевые требования, в первичных - ролевые требования не всегда чётко и однозначно определяются. Если по каким - либо причинам человек не выполняет действий, предписываемых ему данной ролью, то ожидания окружающих не оправдываются. В одних случаях это может вызвать недоумение, в других - привести к формальным санкциям.

Через социальные роли субъекты непосредственно включаются в жизнедеятельность различных социальных групп. Социальная роль является важнейшим средством реализации творческих способностей личности. Исполнение социальной роли для человека, как субъекта, обусловлено определённым объёмом знаний, навыков, умений, выражающих его потребности и интересы. Ролевое поведение всегда есть единство объективного, представленного в виде ролевых требований, и субъективного, выражающего степень освоения роли, обусловленную личностными качествами человека. Если личность вкладывает всю свою энергию и талант в выполнение социальной роли, действует целеустремлённо и ответственно, то, вероятнее всего, выполнение данной роли реализует его сущностное «Я». Если же человек относится к выполняемой роли пассивно и безучастно, то несомненно, что его интересы и направленность его «Я» не совпадают с данной ролью. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряжённости. Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более ролей, возникает ролевой конфликт. Один из способов преодоления конфликта заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие. Когда ролевые требования не отвечают внутренним устремлениям личности, то срабатывают иные защитные механизмы. Так происходит вытеснение из сферы сознания в область бессознательного неприятных переживаний и оценок, связанных с выполнением роли и, Таким образом, индивид адаптируется к ней. Другой защитный механизм - рационализация, когда человек стремится разумно уговорить сам себя в том, что нет ничего неприятного в навязываемой ему роли. Если всё-таки защитные механизмы не срабатывают, то это может привести к эмоциональному срыву. Конфликт между ролью и личностью может закончиться отказом человека выполнять данную роль. Ролевые требования вместе с ролевыми ожиданиями определяются социальными нормами, которые координируют и регулируют поведение людей.


Практическая часть: методика Бине-Симона
Назначение теста Тест Бине Симона первоначально был разработан в еще в 1905 году и использовался для дифференциации развитых и одаренных детей и детей, которые не достаточно развитые для обучения в школах Подобный тест должны были успешно решить более 75 процентов детей со средними интеллектуальными способностями. Однако данный тест не п ...

Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики
На низшем уровне перцептивной психики уже представлены все те прогрессивные признаки, которые характеризуют перцептивную психику вообще, но во многих отношениях поведение относящихся сюда животных носит и примитивные черты, сближающие его с поведением нижестоящих животных. Так, основную роль играет ориентация поведения по-прежнему по отд ...

Определение EQ
Сторонники двух моделей социального интеллекта, модели способностей и смешанной модели, придерживаются разных методов определения его уровня, что зависит в первую очередь от их теоретических позиций. Сторонники смешанной модели используют методы, основанные на самоотчете, и каждая методика основывается исключительно на субъективных взгля ...