Другая психология » Девиантное поведение как проблема социальной работы » Проблема девиантного поведения в современном обществе. Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе

Проблема девиантного поведения в современном обществе. Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
Страница 8

При работе, в основе которой лежит экзистенциональная концепция, главным становится стремление к пониманию. Смена отношения к подростку, как к «трудному» на отношение, когда «мне трудно его понять» сама по себе терапевтична.

Лишь помня о том, что человеческая природа изначально нейтральна и в каждый момент человек совершает выбор - или в сторону добра, или в сторону зла, можно выдержать встречу с "трудным" подростком.

Психология, основывающаяся на экзистенциализме, отказалась от типологизаций, деление подростков на трудных и легких, как одна из типологизаций, опасно приписыванием конкретному человеку свойств группы и невниманием к тем проявлениям, которые кажутся нехарактерными. Подходя к конкретному подростку, как к одному из группы трудным, мы упрощаем себе задачу встречи, но тем самым обедняем ее.

Экзистенциальное видение помогает взрослому, находящемуся рядом с "трудным" подростком "удерживать равновесие" между двумя опасными крайностями: жалостливым "гуманизмом" и бездушной коррекцией. Экзистенциальная концепция предполагает, что ситуация "трудного" подростка будет рассматриваться не как проявление отклонения от нормы или патология, а как уникальная ситуация, в которой он в ограниченном экзистенциальными данностями пространстве совершает свободный личный выбор и несет за него ответственность.

Главным постулатом любого развития является то, что лишение ребенка границ мешает его развитию. В ситуации с "трудным" подростками сложностей добавляет то, что они не знают границ, установленных с заботой о них и любви к ним. Опыт их жизни - это опыт почти безграничной свободы в семье и опыт ограничений без заботы, а зачастую и с насилием [12].

Поэтому установление границ у них ассоциируется с угрозой их безопасности, с неприятием и агрессией, направленными в их адрес. Человек, устанавливающий границы неминуемо должен пройти длительный период отвержении, агрессии со стороны подростков, прежде чем, быть может, произойдет разделение в их восприятии границы и угрозы, когда подpocтки смогут почувствовать, что определенное, упорное отстаивание границ не является синонимом враждебности по отношению к ним. Это, сложно, так как взрослый подвергается провокационным выходкам подростков, цель которых доказать, что недоброжелателен, враждебен, опасен, а значит достоин агрессии. В этих условиях встает трудная зaдaча: продолжать последовательно устанавливать границы и быть одновременно заботливым и поддерживающим [15].

Если у обычных подростков в этот период более-менее одновременно появляется мужество для принятия собственных решений и способность к осознанию ответственности за них. "Трудные" подростки в своей жизни многократно принимают самостоятельные решения, многие из которых влекут за собой риск для жизни, но они не осознают направленности решений на будущее и не готовы, не склонны, а, следовательно - избегают принимать ответственность за них и их авторство. Их избегание личной ответственности связано с негативной оценкой себя и своих действий и защитой от нее. Необходимо укрепить их веру в возможность изменений жизни к лучшему, в возможность изменения себя. Подросткам необходимо получить опыт таких изменений, почувствовать, что лишь меняясь можно развиваться, что в неудачах тоже есть развития.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Каковы сходства и различия в детерминации поведения человека и животных?
Для философов Древней Греции и Древнего Рима человек представлялся уникальным существом, не имеющим ничего общего с животными. Только он, наделенный разумом, мышлением и сознанием, обладает свободой выбора действий. Мотивация, детерминация поведения с этик позиций связывалась только с разумом и волей. В отличие от объяснения поведения че ...

Способности
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности». Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга ...

Виды общения
1) Прямое (непосредственное) – связано с естественным контактом при помощи слов и жестов. 2) Косвенное (опосредованное) – связано с неполным психологическим контактом при помощи технических или письменных устройств, отдаляющих или затрудняющих получение обратной связи. Невербальное общение – это общение без использования речевых и языков ...