Причины возникновения страхов у детей
Страница 1

Наверное, нет такого ребенка, который бы никогда не испытывал чувство страха. Почти все дети чего–то боятся. Одним страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Многие боятся персонажей сказок – Бабу Ягу, Волка, злого Колдуна, других образов, созданных воображением. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его характера, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе. Наличие страхов у детей дошкольного возраста не является патологией, а носит возрастной, переходящий характер, и сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально личностной сфере ребенка.

Страхи появляются оп разным причинам. Одни ситуации вызывают страх у детей раннего и младшего возраста и безопасны для 6 – 7 летних детей, другие только у подростков или типичны только для детей с органическими заболеваниями органов дыхания и сердечно – сосудистой системы, а иногда они свойственны только городским детям и не встречаются у детей, живущих в сельской местности. Но если анализировать общие причины появления стойких страхов в детском возрасте, то выясняется, что все они сводятся к психической травме, которую пережил ребенок. Это может быть разовая шоковая травма, например внезапный сильный испуг, или затяжная психотравмирующая ситуация – длительная разлука с матерью, болезнь, тяжелые напряжение отношения в семье, неудачная адаптация в детском саду.

Имеет место и определенная возрастная соотнесенность: у маленьких детей чаще в основе сформировавшегося страха лежит аффективно – шоковая реакция на разовый испуг. Такие страхи нередко сами проходят и не влекут за собой стойких изменений в формирующейся личности ребенка.

У старших дошкольников и младших школьников причиной страхов является затяжная, психотравмирующая ситуация. Такие страхи более устойчивы и нередко откладывают отпечаток на все поведение ребенка, к первоначально возникшему страху добавляется ряд других, расширяется их тематика, у ребенка развивается тревожность, мнительность, неуверенность, ему трудно приспособится к новым людям и ситуациям. Он эмоционально неустойчив, быстро утомляется, плохо спит. В данном случае можно говорить о невротическом развитии личности ребенка, что требует специального лечения.

В первые годы жизни ребенок находится в теснейшей физической и эмоциональной связи с матерью в зависимости от нее. Чувство любви и защищенности, которое дает ему мать, во многом определяет благополучие малыша, является условием эмоционального комфорта.

Уже в 6 -7 месяцев малыш начинает беспокоится, если его мама внезапно уходит, с недоверием реагирует на появление незнакомых взрослых. Чем старше становится малыш, тем острее он переживает недостаток тепла со стороны матери. Уже в раннем возрасте, в 1,5 – 2 года, это может стать причиной появления страхов. Если при этом мать ведет по отношению к ребенку слишком сдержанно, редко берет на руки, мало ласкает, строго разговаривает с ним или вообще недостаточно обращает на него внимания, то поведение ребенка меняется. Его беспокойство усиливается, он становится плаксивым, с трудом засыпает и плохо спит, часто просыпается в слезах. Другим факторам, определяющим появление страхов у детей раннего возраста, является неоправданно строгая позиция родителей и те средства воспитания, которые они применяют. Недопустимыми средствами наказания для детей раннего возраста, являются угрозы, телесные наказания ремнем, шлепки и удары по руке и особенно по голове или лицу. Крайне неблагоприятное воздействие оказывает на психику ребенка, когда в качестве наказания его запирают одного в темной, тесной комнате, кладовке, чулане или искусственно ограничивают его движения, заставляют неподвижно лежат или даже привязывают к кровати.

Страницы: 1 2 3


Визуальный контакт
Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к то ...

Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В совре ...

О становлении отечественной психологии (советский период)
После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес к социально-психологическим проблема ...