Другая психология » Психические особенности общения младших школьников » Формирование произвольного поведения у младших школьников

Формирование произвольного поведения у младших школьников

Младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка. Важнейшим моментом этих преобразований является переход от непосредственного к опосредствованному поведению, т.е. поведению осознанному и произвольному

. Ребенок учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями и решениями. Это свидетельствует о возникновении нового уровня организации мотивационно-потребностной сферы и является важным показателем развития личности.

Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста.

Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка (Л.С. Выготский).

Что же должны знать и понимать учителя и родители, чтобы разумно строить процесс воспитания, способствуя развитию ребенка как самостоятельной личности, умеющей сознательно управлять своим поведением?

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно со стороны взрослых. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, наше задание выполнять, нашим правилам подчиняться и т.д.

Существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением, такими условиями являются:

1) Наличие у ребенка достаточно сильного и длительного действующего мотива поведения;

2) Введение ограничительных целей;

3) Расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;

4) Наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.


Возрастная психология. Возрастная психология как сфера науки
Возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели: первый человек - это взрослый, который ставит своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях психического развития, а вторым человеком может быть ребенок, ровесник взрослого или кто-то старше его по возраст ...

Теории эмоций
Теория Ч.Дарвина (о биологической природе и пользе эмоций: выразительные эмоциональные движения – это рудимент целесообразных инстинктивных действий, - это биологически значимый сигнал для особей своего и других видов). Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч.Дарвина. В 1872 г.Ч.Дарвин опубликовал книгу «В ...

Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем об ...