Теоретические воззрения
Страница 4

На основе теоретического анализа и экспериментальных данных ряда авто­ров строение когнитивной схемы эмоции можно пред­ставить следующим образом (Приложение 1 ).

Объединяющим ядром схемы явля­ется полученное из личного опыта зна­ние о субъективном переживании эмо­ции. Оно плохо поддается фиксации с помощью средств языка или других зна­ковых систем и запечатлевается в памя­ти непосредственно. Именно благодаря возникновению этого эмоционального тона в большинстве случаев (хотя и не всегда) мы непосредственно “знаем”, чув­ствуем, какую эмоцию испытываем. От­метим, что далеко не все авторы считают нужным введение в схему такого элемента, как субъективное переживание, поскольку нет возможности его четко зафиксировать с помощью внешнего на­блюдения или каких-либо других объ­ективных процедур. Этот элемент необ­ходимо учитывать, так как интроспективно он является главным, а иногда и единственным признаком, по которому человек судит о своем эмоцио­нальном состоянии.

Однако при идентификации эмоций окружающих людей ведущими становят­ся другие признаки. Вероятно, главными среди них оказываются следствия эмо­ций, прежде всего их внешние проявления. Эта фуппа признаков исследуется в пси­хологии эмоций больше всего . К ним можно отнести выра­жения лица, вокальные изменения, фи­зиологические проявления, прежде все­го связанные с активностью вегетатив­ной нервной системы, поведенческие из­менения. Сюда же необходимо отнести изменения и других психических про­цессов, так как эмоции существенно влияют на их протекание. Это особенно ярко показано в исследованиях по­следних лет, посвященных воздействию эмоций на процессы мышления, вос­приятия, внимания и памяти , о которых далее будет сказано подробнее.

Еще одну группу элементов схемы эмоции составляют антецеденты, т.е. то, что предшествует и, возможно, является причиной эмоции. К антецедентам от­носят прежде всего эмоциогенные си­туации . Следует подчеркнуть, что эмо­ции вызываются не ситуацией самой по себе, а ее взаимодействием с внутрен­ними состояниями индивида и прежде всего с его целями . Таким образом, если наблюдатель представляет себе си­туацию, в которой оказался человек, его цели в данный момент и внешние про­явления эмоции, то он имеет достаточ­но информации, чтобы сделать вывод о том, какая эмоция переживается.

Однако известно, что люди дают раз­ные эмоциональные реакции на одни и те же ситуации, даже если можно пред­положить наличие у них одинаковых це­лей. Известно также, что нет однознач­ной связи между внешними проявлениями эмоций и субъективным пережива­нием. Так, улыбка совершенно не обя-зательнотбудет свидетельствовать о по­ложительной эмоции. Для идентифика­ции эмоции необходимо учитывать до­полнительную информацию о некото­рых промежуточных переменных, опо­средствующих порождение и проявление эмоции, которые можно назвать медиато­рами.

К ним можно отнести: во-первых, индивидуальные особенности (темпера­мент, личностные черты, внутриличност-ные конфликты, характеристики волевой сферы), которые определяют предраспо­ложенность к возникновению и прояв­лению тех или иных эмоций; во-вторых, культурные особенности, предопреде­ляющие способы выражения эмоций, нормы, предписывающие, какие эмоции следует, а какие не следует испытывать, и как их проявлять и т.п.; в-третьих, актуальное физическое и психическое состояние индивида, также

определяю­щее особенности эмоционального реа­гирования.

Конечно, данную структуру схемы эмоции нельзя рассматривать как окон­чательную и наиболее полную. Важно подчеркнуть, что когнитивная схема эмоции отража­ет отнюдь не реальное протекание эмо­циональных процессов, но форму, в ко­торую организованы знания об эмоциях в памяти человека.

Исходя из описанной структуры схе­мы эмоции и основываясь на результа­тах эмпирических исследований, мож­но представить развитие схематической организации знаний об эмоциях в он­тогенезе следующим образом. Сначала появляются отдельные связи типа “си­туация-эмоция”, “эмоция-внешнее вы­ражение”. Эти связи являются жестки­ми, носят разрозненный характер и не организованы в схему. Позже количество элементов схемы увеличивается, а связи становятся более гибкими и интегрированными. Так, по данным П. Харриса, в пять лет дети однозначно привязыва­ют эмоцию к вызывающей ее ситуации, определяя первую через вторую. Только позже у детей появляются представления о внутренних состояниях, опосредствую­щих связь между ситуацией и эмоцио­нальной реакцией . Ту же тенденцию выявили С. Дональдсон и Н. Вестерман : они показали, что с возрастом де­ти начинают учитывать зависимость эмо­ций не только от внешних ситуаций, но и от внутренних состояний, воспомина­ний, ожиданий, которые могут или са­ми вызывать эмоции, или опосредство­вать их возникновение.

Страницы: 1 2 3 4 5


Движения
Огромное разнообразие «экологических ниш», занимаемых насекомыми и другими членистоногими, обусловило, естественно, развитие весьма различных форм приспособления в области строения и поведения этих животных. Наиболее существенным и характерным для эволюции членистоногих, особенно насекомых, было завоевание новой среды обитания – суши. Чл ...

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН).
Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать "слабым местом" личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Р ...

Холерический - темперамент человека вспыльчивого (des Warmblutigen)
О ком говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охот ...