Анализ результатов исследованияСтраница 6
Далее рассмотрим взаимосвязь показателей родительского отношения с самооценкой детей.
Таблица 14
Взаимосвязь показателей родительского отношения с самооценкой детей
ОРО, возраст |
Самооценка | ||||||
«Лесенка» |
«Ка-кой Я» |
Деко-рирование |
Кол-во цветов |
Высо-та ри-сунка |
Размер тела |
Суммабаллов | |
Принятие-отвержение |
0,35 95% |
0,39 95% | |||||
Кооперация |
- 0,32 90% | ||||||
Симбиоз |
0,38 95% | ||||||
Авторит. Гиперсоциали |
-0,39 90% |
0,33 90% |
-0,35 95% | ||||
«Маленький неудачник» |
0,49 99% | ||||||
Пол ребенка (девочки) |
0,41 95% |
0,54 99% |
0,31 90% |
0,59 99% |
В таблице указаны корреляционные связи с высокой степенью значимости. Рассмотрим подробнее полученные корреляции.
Наиболее ярким оказалась корреляционная связь по шкале «авторитарная гиперсоциализация» с показателями методики «Лесенка», чем выше родительский балл по данной шкале опросника, тем ниже по уровню «лесенки» ставит себя ребенок. В данной связи, исходя из корреляционных данных, можно предположить что: авторитарный стиль общения родителей с детьми приводит, в конечном счете, к снижению самооценки ребенка.
Интересным представляется корреляционно значимая взаимосвязь по шкале «авторитарная гиперсоциализация» с размерами изображения рисунка: чем выше первый показатель, тем меньше размеры изображения. В данном случае связь более чем характерна. Ребенок ощущает себя маленьким, не защищенным, не способным, виноватым, все это изображается на рисунке в виде маленькой фигурки.
Однако другой коэффициент корреляции показывает что, «авторитарная гиперсоциализация» и декорирование рисунка находятся в прямой зависимости: чем выше первый показатель, тем больше декораций на рисунке. Можно предположить, что в случае если родитель относится к ребенку как несамостоятельному, требующему постоянного руководства и контроля, последний находит «спасительную нишу» в окружающей его обстановке, предметном мире, в своих фантазиях, там он ощущает себя более комфортно и полноценно.
Корреляционный анализ продемонстрировал прямо зависимые связи показателей по шкале «Симбиоз» и методике «Какой Я?». Высокий балл по шкале «Симбиоз» означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей, ребенок принимается целиком. Следствием таких родительских отношений является то, что ребенок характеризует себя множеством положительных качеств.
Все остальные взаимосвязи выгладят несколько неожиданно.
Показатель «Принятие – отвержение» с методикой «Какой Я» демонстрирует прямую взаимосвязь: чем выше показатель отвержения, тем больше балл по методике «Какой Я». Следовательно, что чем больше родитель отвергает ребенка, тем больше позитивных качеств он себе приписывает.
Анализ контрольного этапа эксперимента
Перед проведением контрольного этапа эксперимента, мы сделали предварительные выводы о том, что цели и задачи коррекционной работы были успешно достигнуты, так как постепенно дети научились выделять в себе и окружающих индивидуальные особенности; совместно разрешать проблемные ситуации, различать эмоциональные состояния, выражать свои чу ...
Психологические причины отклонений в семейном воспитании.
Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако, нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Особу ...
Общие результаты по методикам
В целом общие результаты совпадают между собой. По методикам видны следующие результаты. По первой методике (по общим показателям что) показал, что в этой группе из десяти человек с ярко выраженными симптомами фигурирует 3 человека, со средней тяжестью – 2, ниже среднего-2, без проявления признаков депрессии – 3 человека. По второй метод ...