Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведенияСтраница 5
Из других социальных предпосылок можно назвать влияние групп сверстников и т.д. По мнению многих авторов это ведущий социопсихологический фактор. Очевидно, что в основном приобщение подростков к наркотикам и алкоголю происходит в компаниях сверстников. Здесь также может идти речь о таком психологическом качестве, как внушаемость.
Также играет роль "мода" на употребление наркотиков и влияние средств массовой информации. Сорокин В.М. с помощью метода семантического дифференциала показал, что такие понятия, как "наркотики", "современный", "модный", "стильный", оказались очень близко расположены в едином семантическом пространстве. (27; 104)
Ряд авторов считают употребление наркотиков результатом дисфункционирования общества:
- избегание давления общества;
- противопоставление себя ему, как знак протеста против его норм.
Общество клеймит и отвергает наркоманов. Их делают козлами отпущения те, кто приспособился к обществу, как бы несправедливо оно не было. Некоторые из сторонников социальной теории утверждают, что не один наркоман не может быть подвержен лечению, т.к. оно не может повлиять на настоящую причину наркомании: дисфункционирующее общество. Они утверждают, что лечение может лишь заклеймить людей, не являющихся, по сути, ни больными, ни ненормальными. (27; 105)
Франсуаза Дольто отмечает также отсутствие досуга, социально одобряемых развлечений в обществе. Она пишет, что люди не знают, что им делать со своими желаниями, трансформируя их в потребность чего-то повторяющегося, чем можно было бы заниматься, ничего не делая. Пассивные радости. Ими и являются алкоголь и наркотики. Молодежи для досуга предлагается только соревнование: в спорте, в учебе, в игре. Развлекаться не получается, приходится выигрывать. Это спектакль для других, для общества, а не развлечение. Молодые люди отказываются от навязанных им форм досуга и делают свой выбор в пользу пассивных развлечений, в которых не надо побеждать и стремиться к чему-то. (27; 106)
Биологические предпосылки.
Предшествующая психопатология считается закономерным предиктором аддиктивного поведения. Кулаков С.А. указывает на наличие в анамнезе различных проявлений резидуально-органического поражения ЦНС (синдром дефицита внимания, энурез, речевые нарушения, дислексия). Нередко имеет сочетание аддиктивного поведения со стертыми формами депрессии.
Личко А.Е., Битенский В.С. считают акцентуации и психопатии факторами высокого риска. Речь идет в основном о неустойчивом типе акцентуации характера, за ним следует эпилептоидный, гипертимный и истероидный типы. Но этот риск особенно возрастает, когда все эти типы оказываются смешанными, "амальгамными", т.е. когда на соответствующее конституциональное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа.
Изначальная толерантность, нарушение биохимического баланса головного мозга, генетическая предрасположенность названы также одними из биологических предпосылок аддиктивного поведения.
Белогуров С.Б. приводит следующие сведения: биологическая предрасположенность к наркомании может появиться также в результате психических стрессов. Стресс увеличивает активность эндорфиновых (опиатных) рецепторов, что ведет к появлению чувства тревожности и беспокойному поведению. Высокая активность опиатных рецепторов хорошо уравновешивается повышенным количеством наркотиков или алкоголя, что и служит причиной злоупотребления. (1;17)
Психологические предпосылки.
Березин С.В. и др. в результате исследований выделяют три основных мотива употребления наркотиков:
-стресс (как способ снятия стресса) - 32% опрошенных;
-внушаемость (под влиянием авторитетных для них лиц) - 28%;
-любопытство - 39%. (22;213)
Психоаналитические исследования сводятся к объяснению возникновения зависимости как остановке в психосексуальном созревании, ведущей к оральной неудовлетворенности. Так как она никогда не может быть удовлетворена полностью, то фрустрированная личность реагирует враждебно, и если она замыкается в себе, то это ведет к психическому разрушению. Наркотики являются средством, освобождающим от фрустрации путем эйфории.
Зависимость от действия героина и ведение соответствующего образа жизни можно рассматривать как адаптацию к замедленному развитию эго. Употребляющий героин наркоман с характерологическими расстройствами страдает от дефектов в предгенетальной стадии развития личности.
Нарушение индивидуализации и отделения (от родителей) в раннем детстве. В период, когда развивается чувство, управление импульсами и функция супер-эго, в семье нет атмосферы доверия и безопасности. На основании этого возникает серьезная задержка в отделении от родительского дома в поздние годы юности. И потребление наркотиков может удовлетворить потребность в управлении этой критической фазой жизни через нарциссизм. Потребность в привязанности и поддержке родителей может быть удовлетворена немедленно за счет наркотиков. Сопутствующие чувства вины связаны с сомнением в праве на привязанность и доброту. Неизбежное страдание от употребления наркотиков является символическим разрешением этого внутреннего конфликта. Наркоман оказывается зависимым как от позитивного действия наркотика, так и от сопутствующего страдания.
Экспериментальные исследования
Эксперимент — основной эмпирический метод исследования. В ходе эксперимента исследователь воздействует на изучаемый объект в соответствие с гипотезой исследования. Любой вид эксперимента включает следующие этапы: 1) постановка цели, т.е. конкретизация гипотезы в определенной задаче; 2) планирование хода эксперимента; 3) проведение экспер ...
Становление психологии труда. Тэйлоризм и психотехника
Психология труда является относительно молодой отраслью психологии. Однако область исследований формировалась на протяжении длительного пути ее развития. Психология труда объединяет большое число научных работ, имеющих одну общую черту: все они связаны с миром труда и деятельностью профессиональных организаций. Психология труда— это одна ...
Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической
литературе. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В совре ...