Наблюдение
На протяжении четырёх лет мы наблюдали за тем, что привлекает людей в айкидо. Их мотивировки и приоритеты были разными, но всех объединяло одно – стремление обогатить собственную жизнь чем-то существенным. Одни хотели обрести навыки самообороны, другие просто поддерживать физическую форму, третьи изучить медитативные аспекты движения в потоке или получить от занятий нечто большее – то, что трудно высказать словами.
На основе опыта наблюдения за собственными движениями мы пытались выяснить особенности движений новичков.Их способность к кинестезическому (получению информации о движении и положении собственного тела) восприятию разнообразна. Одни демонстрируют спортивную удаль, другие не могут отличить левую руку от правой. Одни полностью выкладываются на тренировках, других пугают даже незначительные физические усилия. Происходит своего рода процесс естественного отбора, во время которого одни ученики продолжают совершенствовать свои навыки, а другие больше не появляются в тренировочном зале. По поводу последних можно сказать, что этот опыт не пришёлся им по нраву, так как они ожидали более быстрого эффекта. Но мы хотим напомнить, что айкидо – это интеллектуальное и очень сложное боевое искусство и требует постоянной работы над самим собой, поэтому здесь нечему удивляться – «каждому своё».
На самом деле мы не знаем истинную причину их ухода, так как знакомство с ними было непродолжительным. Поведение самих учеников и их взаимодействие друг с другом вызывают несомненный интерес. В этой связи возникают вопросы: заложен ли потенциал дальнейшего постижения в структуре личности человека? Способствуют ли тренировки самовыражению личности? Хочет ли он выглядеть более привлекательным, сексуальным или ему всё равно, лишь бы быть приобщённым к чему-либо значимому, и заводить новые, нужные знакомства.
Движения являются отражением внешних факторов, определяющих качества нашей личности. Люди становятся людьми в процессе «окультуривания», на который влияют общество, родители, школа, семья, события повседневной жизни. Этот процесс формирует реакцию человека на внешние раздражители. Ответная реакция может быть преходящей или может прочно укорениться в сознании как базовый принцип самовыражения.
Если стремление к самовыражению в движении заложено в каждом из нас, то чем отличается спортсмен от нетренированного человека? Вероятно, разница их потенциалов не так уж велика. Скорее всего, различие следует искать в их способности к восприятию. В самом деле, учебные методики продиктованы современными подходами к обучению.
Движения не ограничиваются исполнением технических приёмов, уклонением от ударов или преднамеренными падениями. Они тесно связаны с техникой дыхания, способами структурного и функционального совершенствования, отношением к окружающей среде и тем, как мы чувствуем и познаём окружающий мир на уровне внутреннего восприятия. Движение – это результат и одновременно причина внешнего самовыражения.
Исходя из того, что у каждого человека существует некий нереализованный потенциал, может быть, следует сосредоточить усилия на поиске истинного «Я», вместо того чтобы акцентировать внимание на внешней форме боевого искусства, т.е. сводить все свои сознательные мысли к минимуму, для высвобождения бессознательного с чем бы обязательно согласился доктор Юнг, так как именно только таким путём для европейской личности можно достигнуть совершенства в айкидо, а значит и возвратить утраченную духовность. Внешняя форма айкидо, может стать своего рода посредником в процессе самопостижения. Она способствует становлению личности и её самореализации. Следовательно, если человек готов к восприятию новой информации, методы айкидо дадут возможность познать самого себя и встать на путь самосовершенствования.
Рекомендации для педагогов и психологов по организации профриентационной
работы
В результате теоретического анализа и экспериментальным путём мы доказали, что при выборе профессии важно учитывать психофизиологические особенности личности, в том числе и тип темперамента. Психологи и педагоги не должны забывать об этом при организации профориентационной работы. Взрослый должен сообщить молодому человеку, что при выбор ...
Проблемы общения в социально-психологических
исследованиях. Характеристика
проблем общения
И в процессе работы, и в личной жизни мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем в межличностные коммуникации. Коммуникации – это средство обоюдного воздействия людей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда один человек оказывает влияние на поведение другого человека. Это может происходить даже тогда, когда ...
Ранние воспоминания как свидетельства жизнетворчества
А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль — и ...