Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии

Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии
Страница 3

Возраст для начинающего предпринимательскую деятельность не имеет принципиального значения. Однако ее раннее начало, если человек обладает необходимыми знаниями и подготовкой, дает ему большие возможности преуспеть.

В первые годы своей деятельности человек нуждается в росте. Данный этап в индивидуальном развитии можно определить как поиск признания. Человек стремится к самостоятельной независимой жизни, происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями. Согласно Ш. Бюлер, в течение данной фазы возрастного развития человек находит свое признание или постоянное профессиональное занятие. При этом он находится либо на фазе адепта, либо на фазе адаптации, т.е. овладения и принятия норм профессиональной деятельности и профессионального общения, понимания смысла профессии и своей причастности к ней.

Как подчеркивают СЕ. Пиняева и Н.В. Андреев, трудовая деятельность и практический опыт выступают в качестве основного сенсибилизирующего фактора развития психических функций личности /26, с.7/.

По мнению Б.Г. Ананьева, достижение новых, более высоких уровней функционального развития в зрелые годы в процессе деятельности возможно благодаря тому, что некоторые психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации и операционных преобразований.

Развитие личности зависит от степени и продуктивности социальной активности человека, от достигнутого им статуса. Человеку свойственны реальные ожидания, трезвые оценки возможностей, постановка конкретных целей, в связи с чем происходит переоценка личности, в самооценке которой отражены результаты деятельности. Стабилизация основных психических структур, ценностных ориентации, уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности образа Я. В случае достижения более высоких уровней в профессиональной деятельности и успеха у человека усиливается мотивация, происходит творческое развитие себя как личности посредством профессии.

Д.Б. Бромлей отмечает, что после 50-летнего рубежа, происходит упрочнение системы социальных ролей с доминированием некоторых и ослаблением других. Человек приобретает уверенную жизненную позицию и стабильность. Возрастает индивидуализация личностного развития, социальная ответственность за деятельность и реалистичность самооценки. Личность характеризуется стремлением продлить состояние жизненной активности из-за сокращения будущего времени жизни. В то же время - это пик для наиболее общих социальных достижений -положения в обществе, власти, авторитета.

Существует много параметров, отличающих одного человека от другого, но одним из значимых факторов являются гендерные различия.

Гендер - совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины.

Предпринимательством занимаются мужчины (88,4%) и женщины (11,6%). Мужчины стремятся к независимости, тем самым они утверждают свою индивидуальность, для женщин характерна взаимозависимость, они обретают собственную индивидуальность в социальных связях /34, с.9/.

В деловых разговорах мужчины концентрируются на поставленных задачах, женщины - на отношениях между людьми; разговоры мужчин чаще информативны, женщинам же важнее получить обратную связь и поддержку в общении. Чувствительность женщин к сигналам невербального общения помогает объяснить их большую эмоциональную отзывчивость в печальных и радостных ситуациях.

Мужчины чаще социально доминируют в обществе. Свойственный мужчинам стиль общения подкрепляет их авторитет. Выступая в качестве лидеров в ситуациях, где нет жестокого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарному стилю, а женщины - к демократическому.

Мужчинам намного легче дается директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам - стиль социального лидера, создающего «дух команды» /19, с.54/. Мужчины придают значение победам, превосходству и доминированию над другими.

Мужской стиль общения выдает заботу о независимости, а женский - о взаимной зависимости. Мужчины склонны к действиям, характерным для людей, облеченных властью, - они говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника, соответствующие женскому пониманию отношений между людьми, - они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.

По мнению исследователей Р. Белка и М. Валлендорфа, женщины думают о деньгах как о способе приобретения вещей, а мужчины - власти. Деньги, с которыми имеют дело женщины, - это профанные деньги, за исключением тех, которые тратятся на личные удовольствия. Деньги, которыми пользуются мужчины, частично сохраняют свой сакральный характер, однако мужчины более доверчивы и уверены в себе и в своих финансовых вопросах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Воображение и восприятие
Поскольку и восприятие, и воображаемый образ зарождаются в мозгу. Возможно постепенное превращение одного в другой. В отличие от ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта: его пространственные и временные границы, форму, величину, объем и т.д. Восприятие - образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые ...

Диагностико-коррекционная программа Н.И. Гуткиной
Программа была разработана Н.И. Гуткиной на основе теста Г. Витцлака «Способность к обучению в школе». Задания, включённые в программу, рассчитаны на детей 5,5 – 7 лет. [11] Цель – развитие мышления, развитие речи, способность к научению. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Формирующий эксперимент осуществлялся с октября по ...

Воображение и эмоции
Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Известно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одн ...