Методология психологии
Задачи социальной психологии:
1) исследование проблем социальной психологии, которые взаимодействуют с другими науками;
2) необходимость пересмотра социально-психологических проблем в связи с произошедшими социальными изменениями в нашей стране;
3) исследование этнических, экономических, классовых, политических, идеологических явлений;
4) исследование изменений, которые произошли в массовом сознании, общественных интересах и настроениях;
5) анализ роли социальной психологии в условиях реформирования общества;
6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;
7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с зарубежной социальной психологией.
Классификация и взаимосвязь уровней методологии социальной психологии:
1) всеобщая, или философская, методология. В эту классификацию входят философские принципы и требования, которые вытекают из законов и категорий философии;
2) общенаучные методы. К ним относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение и эксперимент;
3) специальные и собственные методы:
а) методы воздействия (социально-психологические тренинга);
б) методы социально-психологического исследования (методы сбора и обработки информации, изучение результатов деятельности,
опросы, тестирование, эксперимент и др.);
4) частные методики — взаимосвязь методов
социально-психологического исследования.
Научный метод, который применяется В психологии, основывается на допущении о природе физического и психического мира;
а) упорядоченность. Физическая и психологическая природа имеет свою упорядоченность. Отдельные феномены находятся в системных отношениях. Все события следуют друг за другом в строго определенной последовательности, которая подвергается наблюдению;
б) детерминизм. Согласно этому принципу в природе все порождается действием материальных причин и законов. Эти события имеют причину. Это означает, что психологический феномен имеет предыдущие обстоятельства, которые вызывают к жизни какой-нибудь случай;
в) эмпиризм. Определяется практикой полагаться на наблюдение и экспериментирование. Эмпирическое исследование строится на измерениях, которые выражены в числовой форме. Не все данные, которые собраны эмпирическим путем, валидны. Они не обладают валидностью, если избирательно подобраны для поддержки заранее составленного;
г) экономия доводов. Постулат экономии доводов позволяет ученым переходить от конкретных данных к общим положениям. Закон экономии доводов важен для формулировки обобщений ряда наблюдений.
Формирующий этап эксперимента
Цель: формирующего эксперимента: развитие навыков и умений ведения сюжетно-ролевой игры у детей с недостатками слухового восприятия. В формирующем эксперименте, который проходил в течение 3-х с половиной месяцев, приняли участие только трое детей: Лера А. – 11.09.2001 г.р., Алеша З. – 17.07.2001 г.р., Саша И. – 22.08.2001 г.р. Трое други ...
Общественное мнение
Общественное мнение — единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно приобретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное мнение опирается на информацию, передаваемую «из уст в уста» (слухи). Общественное мнение, отражающее господст ...
Классификация психических явлений
Предварительно следует отметить, что психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы, которые направлены на познание человеком окружающего его мира. Сюда ...