Характеристика компонентов готовности к школьному обучениюСтраница 3
Физическая готовность. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. У ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально – волевая.
Личностная и социально-психологическая готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребенку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.
К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.
Таблица 2 - Личностная и социально-психологическая готовность (Р.В. Овчарова)
На появление желания учиться влияет: | |||
- Отношение близких взрослых к учению, как к более важному, чем игра. - Отношение сверстников. - Желание сравняться по положению со старшими. Внутренняя позиция школьника (со временем становится содержательнее) |
Детей привлекает: 1. Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал, карандаши…). 2. Потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях. 3. Желание приобрести новых друзей. 4. Желание учиться, узнавать новое. 5. Получать за свою учебу похвалу. | ||
ОТНОШЕНИЕ | |||
К учителям |
К другим детям |
К себе самому | |
- Как к непререкаемому авторитету, - Как к образцу для подражания (требования учителя выполнять, замечания принимать без обид), - Общаться в ситуации урока после поднятия руки (отвечать на поставленный вопрос, задавать вопросы по делу) Внимательно слушать |
- деловое общение с одноклассниками, - уметь взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия со сверстниками. Характерно кооперативно- соревновательное общение |
- адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Адекватная Самооценка | |
Анализ результатов исследования
Анализ результатов исследования восприятия детского образа в телевизионной рекламе с помощью метода семантического дифференциала можно условно разделить на 2 блока: качественный анализ, в который входит построение диаграмм по полученным результатам; количественный анализ - позволяющий сравнить гендерный аспект восприятия рекламных телеви ...
Холотропное дыхание
Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы С.Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, с его женой Кристиной, в качестве легальной замены психоделической терапии. С.Гроф в своих первоначальных экспериментах по использованию дыхания в психотерапии отталкивался от работы Л.Орра и С.Рей. В конце 70-х годов он применя ...
Психологический аппарат
Психоанализ дает фундаментальное предположение, обсуждение которого относится к сфере философии, но правомерность которого подтверждается его результатами. Можно говорить о двух аспектах в отношении того, что мы называем психикой (или психической жизнью) : во-первых, это ответственный за нее орган тела и место действия- мозг (или нервная ...