Семейная социализация в младшем школьном возрасте. Социализация,
её сущностьСтраница 1
В общем смысле под социализацией понимают развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения социального опыта. Например, у Л.В. Мардахаева [16] понятие социализация трактуется так: социализация (от лат.socialis – общественный) – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.
Социализация как процесс
– особенности социального становления личности.
Социализация как результат
– характеристика социального становления личности в соответствии с его возрастом или уровнем развития. В этом отношении социализация как результат характеризует ребёнка по отношению к его сверстникам.
Социализация обусловлена, с одной стороны генетически заложенной потребности человека, принадлежности к себе подобным, с другой стороны потребности к самосохранению.
Социализация проходит как бы на нескольких стадиях[]:
1)социализация предварительная – процессы социализации, в которых индивид «репетирует» свои будущие положения в обществе, занятия и социальные отношения; процессы социального обучения, направленные на достижение желаемого положения.
2)социализация первичная – знакомство с ценностями общества, и формами поведения, обеспечиваемое индивиду в семье. Ассоциируется с усвоением базовых социальных навыков, составляющих основу цивилизованной жизни.
3)социализация вторичная – подготовка индивида к вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми из-за кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств.
4)социализация упреждающая – смена моделей своего поведения, ориентированная на поведение, присущее членам более высокостоящей социальной группы, в расчете на присоединение к ней в будущем.
Этапы социализации.
Стихийная социализация – происходит под влиянием объективных обстоятельств.
Относительно социально-направленная социализация – происходит, когда государство, решая свои задачи, влияет на жизненные цели и задачи конкретного человека.
Относительно социально-контролируемая социализация – осуществляется в коллективах различных видов.
Сознательное самоизменение – когда человек сам принимает решение относительно конкретной ситуации.
Уровни социализации.
Адаптационно-мотивационный уровень (выделяют Э. Эриксон и Л.С. Выготский) – происходит формирование социально открытой активной личности готовой вступать во взаимодействие с окружающим миром.
Идентификация – личность усваивает социальные нормы и стандарты через сравнение себя с другими.
Индивидуализация – обособление собственного «я» на фоне общего «мы».
Персонализация – приобретение особого статуса в коллективе, выработка индивидуальных форм поведения и мышления.
Этапы и уровни социализации не имеют жесткой возрастной привязанности и в определенный момент времени могут сочетаться несколько этапов и уровней. Этапы социализации характеризуют внешние влияния на формирующуюся личность, уровни социализации характеризуют процесс внутреннего преобразования личности.
Факторы социализации.
Объективное обстоятельство жизни, влияющее на процесс протекания и результат социализации, принято условно называть факторами социализации. В психолого-педагогических и социологических исследованиях группы факторов социализации представлены по-разному. Наиболее распространенной является классификация этих факторов А.В. Мудрика [17]:
1.Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2.Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.
3.Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
4.Микрофакторы – семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.
Агенты социализации.
Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам американский исследователь Т.Барри и его сотрудники выделили несколько типов агентов социализации. Функционально, по характеру их влияния – это опекуны, т.е. лица, осуществляющие уход за ребенком; авторитеты; дисциплинаторы и учителя-наставники. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (дедушки и бабушки, тети и дяди, братья и сёстры, другие родственники и домочадцы), а также неродственники (соседи, товарищи по играм, учителя). По своему возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, сверстниками, старшими или младшими партнерами.
Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста
Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистическое мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы ...
Мотивация и здоровье. Реакции личности на
неудовлетворение потребностей и мотивов
Результатом острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и потребностей личности» является, как считает В.Мерлин, внутриличностный конфликт, который характеризуется длительной и устойчивой дезинтеграцией приспособительной деятельности. В зависимости от того, какие ценностно-мотивационные составляющие личности вступают во взаимн ...
Подходы к классификации детско-родительских отношений
Важным фактором психо-социального развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивает нравственные позиции родителей, их отношения к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях, более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи родителей и детей зак ...