Исследование ценностных ориентаций по М. РокичуСтраница 1
Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича/ Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.
Исследование проводилось с использованием бланков (см. Приложение А) и было анонимным. Ваши ценностные ориентации
Инструкция: Перед вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей деятельности, жизни. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список:
а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры: 1 — самое главное в моей жизни; 2 — чуть менее чем 1; 3 — чуть менее чем 2;
б) выбрать 2 ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив их поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;
в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 14) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.
Место |
Список ценностей (ценности-цели) |
1. Активная, деятельная жизнь. | |
2. Здоровье (физическое и психическое) | |
3. Интересная работа | |
4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) | |
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | |
6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | |
7. Хорошие, верные друзья | |
8. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом) | |
9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе | |
10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников) | |
11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | |
12. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) | |
13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках | |
14. Свобода как независимость в поступках и действиях | |
15. Счастливая семейная жизнь. | |
16. Творчество (возможность творческой деятельности) | |
17. Равенство (братство, равные возможности для всех) | |
18. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные в 9 А классе общеобразовательной школы № 59 г.Челябинска. При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).
Данные бланков отдельной выборки (класса) сводились в таблицу:
№ уч-ся |
Номер ценности-цели (по списку) | |||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
13 8 7 9 6 7 7 11 8 7 7 6 7 7 11 18 8 6 4 |
1 3 2 5 1 1 2 1 2 2 1 1 1 2 3 2 2 1 1 |
8 14 10 12 12 10 5 3 6 14 8 9 10 11 7 3 13 11 5 |
15 17 5 18 4 17 6 9 3 12 18 18 15 16 4 5 17 18 16 |
12 4 8 11 13 11 4 18 12 1 10 13 3 1 14 14 1 3 3 |
14 2 15 4 7 9 3 2 11 12 6 4 11 5 17 15 5 12 8 |
9 5 3 2 16 3 12 14 7 6 13 3 16 17 9 8 12 14 13 |
16 13 11 8 11 8 15 5 15 15 14 12 18 8 15 17 15 5 10 |
4 15 12 13 10 12 8 10 18 18 2 14 8 18 2 16 6 4 14 |
6 10 14 3 15 15 16 16 14 16 3 16 9 9 18 9 16 15 11 |
3 16 13 10 17 13 9 15 18 8 15 11 4 10 10 10 9 8 9 |
7 6 4 17 14 6 17 7 5 17 16 17 5 12 16 12 3 16 15 |
5 9 18 16 8 16 13 12 16 9 9 10 14 15 12 7 7 7 7 |
17 11 16 14 3 14 18 8 4 10 11 5 12 13 5 4 11 9 6 |
2 1 1 1 2 2 1 6 1 5 4 2 2 3 1 1 4 2 2 |
10 7 9 6 18 5 11 17 10 4 12 8 13 14 6 6 10 13 12 |
18 18 17 15 9 18 14 13 13 13 17 15 17 6 8 11 14 17 18 |
11 12 6 7 5 4 10 4 9 3 5 7 6 4 13 13 18 10 7 |
Сумма 1,2,3-го мест |
— |
18 |
2 |
1 |
6 |
3 |
4 |
— |
2 |
2 |
1 |
— |
1 |
1 |
15 |
— |
— |
1 |
Сумма 17, 18-го мест |
1 |
— |
— |
7 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
4 |
2 |
— |
2 |
8 |
1 |
Операции и процессы мышления
Процесс мышления подчиняется определенной логике. В структуре мышления можно выделить ряд логических операций — сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями. С помощью функции сравнения устанавливается с ...
Психологический портрет конфликтной личности
Ни для кого не секрет, что существуют люди, которые сами провоцируют конфликты. Кто они? Конфликтные люди делится на две категории. Первая - гипертимы и истероиды. Они способны мгновенно "вспыхнуть" по любому поводу, но, как правило, и быстро "отходят". Чем ярче горит факел, тем быстрее он выгорает. Такие люди не злоп ...
Физиология памяти
Морфофункциональным субстратом памяти равно как эмоций и мотивационных состояний, являются прежде всего структуры лимбической системы. Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Одна из ...