Использование дидактической игры для коррекции
памяти у детей с задержкой психического развитияСтраница 3
Подчеркивая важность и полезность «игровой школы» в педагогической работе с детьми с задержкой психического развития, П.Ф. Каптерев[18], русский педагог и психолог, писал: «Детей, отстающих в своем развитии от других по различным причинам: тугих на развитие, медленных в соображениях не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, – таких детей много.
Такие дети в школе без игр вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет настолько искусен, что уроки по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры к отвлеченному связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей. Учитель может руководить их развитием и оказать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни».
Для педагога начальной школы игра может стать одним из инструментов развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности и потребности в ней.
Комплексное проведение медико-педагогических мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию отклонений в психофизическом развитии детей с задержкой психического развития включает:
а) раннюю диагностику задержки психического развития у ребенка;
б) тщательное изучение состояния познавательных способностей детей с задержкой психического развития, общего состояния их здоровья и потенциальных возможностей их развития (с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка);
в) проведение коррекционно-воспитательной работы, направленной на максимальное развитие познавательных возможностей детей и обогащения их практического опыта;
г) лечебно-оздоровительные мероприятия.
Игровые задания по коррекции и развитию произвольной памяти. Формирование произвольных процессов памяти у школьников с нарушением интеллекта связано прежде всего с развитием умений принимать мнемическую задачу: уметь выслушать задание до конца; стремиться активно запомнить необходимую информацию в процессе воспроизведения.
Данные упражнения способствуют развитию произвольной памяти в процессе учебной деятельности.
1) Учащимся демонстрируют картинку, на которой изображено 8–10 предметов. Время показа 10–20 секунд. Необходимо запомнить как можно больше предметов.
2) По памяти подробно описать, что было изображено на иллюстрации по которой проводилась работа.
3) На доске в разных местах прикрепляют изображения предметов, геометрические фигуры, цифры, буквы в количестве 6–8. Учащимся предлагают внимательно рассмотреть, где что находится, в течении 30 секунд. Затем доску прикрывают ширмой, необходимо вспомнить, какие изображения в каких местах доски находились.
4) Педагог зачитывает 5–7 слов, не связанных по смыслу. Затем повторяет их, пропустив одно слово, два слова. Детям следует восстановить цепочку слов по памяти.
5) Ученики по команде педагога воспроизводят по памяти ряд двигательных действий.
Современные ученые подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой – может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции (Л.А. Венгер, Ю.3. Гильбух, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова и др.)[19].
При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у учеников «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С.А. Шмаков[20] (1994) считает, что само название используемых с этой целью игр – интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические – звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности детей. Такие игры могут быть построены на учебном и неучебном материале и включены в структуру любого урока по любому предмету, а также в режим работы группы продленного дня.
Экспериментальные исследования
Эксперимент — основной эмпирический метод исследования. В ходе эксперимента исследователь воздействует на изучаемый объект в соответствие с гипотезой исследования. Любой вид эксперимента включает следующие этапы: 1) постановка цели, т.е. конкретизация гипотезы в определенной задаче; 2) планирование хода эксперимента; 3) проведение экспер ...
Основные методы профориентации
Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы – краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более
компактные и понятные формы описания профессий); справочная литература (при условии достоверности такой справочной инфо ...
Особенности построения уроков в системе компенсирующего обучения
Как всякий урок, урок в системе компенсирующего обучения должен отличаться целостностью, взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и ученика, а также должнобыть логической единицей темы, раздела, курса. Однако этот урок имеет свою специфику, которая определена особенностями психического развития детей, ...