Использование дидактической игры для коррекции
памяти у детей с задержкой психического развитияСтраница 1
Смысловая память основана на понимании, то есть на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективным будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.
Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.К. Мальцевой.[14] Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе.
Методика заключается в том, что перед учеником становиться задача выделить главное в тексте и указывается путь анализа текста. [15]Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говориться в этой части?) и «Что говориться (сообщается) об этом? 0
Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.
Игра – основной вид деятельности младшего школьника. Большую часть своего времени младшие школьники проводят в играх. Поступая в школу, ребенок с задержкой психического развития остается в кругу игровых интересов. При этом дети с задержкой психического развития не могут включится в школьную деятельность. Ребенок с задержкой психического развития, на первый взгляд, не вписывается в атмосферу класса массовой школы, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней. Как правило, младшие школьники с задержкой психического развития играют в одиночку.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиям с предметами, способами и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры, которые были разработаны с учетом особенностей развития, воспитания и обучение младших школьников с нарушением интеллекта[16].
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра успешно используется и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Перед педагогическим коллективом специальных учреждений для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция развития детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
Мотивация достижения. Понятие мотивации достижения
Генри Мюррей, один из основоположников направления исследований мотивации достижения, определял потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что-то как можно быстрее» (Murray, 1938). Очевидно, что Мюррей считал достижение некой генерализованной п ...
Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК).
Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще "маленький". Нередко они открыто призна ...
Роль отца в воспитании ребенка
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почем ...