Клинические задачиСтраница 1
Задача 1
На приеме у врача больной в ясном сознании, правильно ориентирован в окружающей обстановке и собственной личности. Рассказывает, что уже около года ощущает на себе постороннее влияние. Предполагает, что с ним "работает какая-то организация", члены которой с помощью «телепатических аппаратов» действуют на его мысли, чувства, движения. Ощущает, как его собственные мысли «исчезают», а на смену им приходят "посторонние" мысли; его мысли становятся известны окружающим, путаются, перебиваются. В связи с этим он не может сосредоточиться, выполнять свою работу. В голове возникают посторонние "голоса", незнакомые, не различимые по полу и возрасту. Они не похожи на реальные. Голоса бранят больного, приказывают что-либо делать. Последнее время "голоса" стали угрожать убить, уничтожить его и всю семью. Чувствует, как у него помимо его воли меняется настроение, "голоса" при этом говорят: "плачь, смейся", он им подчиняется. "Под воздействием аппаратов" шевелит языком, производит движения руками, головой. Эти люди преследуют его всюду, он не знает, кто они, но догадывается, что это организация, имеющая отношение к науке. Его выбрали для этой роли, т.к. он обладает свойством ощущать постороннее воздействие. С детских лет - он чувствительный, малообщительный, обидчивый, интересовался вопросами физики, техники. В подростковом возрасте увлекся вопросами передачи мыслей на расстоянии, много читал, еще больше отдалился от товарищей. Окончив школу и институт, стал работать в НИИ, где с первых дней работы понял, "что находится под надзором", что "за ним следят", проверяют его. Замечал на улице и на работе подозрительных людей, которые следили за ним. Примерно через 3 года убедился в своих предположениях, почувствовал на себе воздействие "аппаратов", передающих ему мысли, разговаривающих с ним. Обратился к врачу "для проверки здоровья", т.к. в будущем, на работе, к которой его готовят он должен иметь "железное здоровье". Считает, что голоса принадлежат людям другой партии, и с его помощью они будут разгромлены. Интересы ограничены вопросами возможности передачи мыслей на расстоянии. Стал хуже справляться с работой, не тяготится плохими отношениями с сотрудниками; равнодушен к жене и детям. Был понижен в должности, лишен премии, но говорит об этом спокойно. Мимика бедная, однообразная. Речь обстоятельная, многословен. Склонен к пустому рассуждательству. Уверен в справедливости своих высказываний. Разубеждению не поддается. Все факты интерпретирует лишь в плане своих идей. Вопросы:
1.Какие психопатологические симптомы у больного?
2.Сформулируйте синдромальный диагноз.
3.Определите негативную симптоматику.
4.Проведите возможную дифдиагностику.
5.Определите тактику врача общего профиля.
6.Каковы принципы лечения больных с данным за болеванием?
Эталон решения задачи: в психическом статусе выявляются бредовые идеи преследования, воздействия с явлениями психического автоматизма: воздействуют аппаратами на мысли, чувства, движения; отмечаются слуховые псевдогаллюцинации, иногда императивного характера (голоса, отличающиеся от реальных, возникают внутри головы, при помощи телепатического аппарата, приказывают что-либо). Есть расширение системы бреда: сначала проверяли, затем стали готовить к чему-то; в преследование включается все большее число людей. Психическое состояние больного можно квалифицировать как галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского-Клерамбо).
Для того чтобы обосновать нозологический диагноз нужно знать особенности изменений личности и течения болезни. В данном случае заболевание возникло у личности с шизоидными чертами в анамнезе, около 4 лет назад, протекает непрерывно. Начало характеризовалось паранойяльным синдромом (интравертированным систематизированным бредом преследования), который примерно через 3 года трансформировался в параноидный синдром.
Психологические принципы эффективного управления
На сегодняшний день существует несколько вариантов эффективного управления. Постараемся рассмотреть каждый из них: 1. Концепция использования трудовых ресурсов; 2. Технология управления человеческими ресурсами; 3. Гуманистический подход к управлению персоналом. Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выде ...
Возрастная психология и ее составляющие
Возрастное развитие связано с тем, что в определенные периоды в психике появляются новообразования. Например, к ним относятся субъективная готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста или чувство взрослости у подростков. В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным ...
Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение — это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, вним ...