Тоталитарные группы и их социально-психологический феноменСтраница 8
Когда человек пытается покинуть тоталитарную группу и не получает при этом необходимой квалифицированной поддержки извне, то в этот момент, по мнению Р. Дж. Лифтона, старая личность "просыпается" от блуда как от сна, от своеобразного коматозного состояния. Между удвоенными личностями возникает конфликт: то старая, то новая выходят на первый план. Известный американский эксперт по проблемам тоталитарных групп С. Хассен отмечает, что этот момент в жизни члена группы является сложным. Используя контроль сознания, многие группы создают в своих членов болезненное состояние страха перед выходом из группы, формируется комплекс фобий (человек боится независимого мышления, внешнего мира, существование вне группы, природных катаклизмов, страшной и неотвратимой кары в случае выхода, побега из группы и т.д.) . В подсознание навиться ужасные картины жизни в результате разрыва связи с группой, невозможность представить себя счастливым и успешным вне ее. Когда подсознание программируется на наставления принимать именно эти негативные картины, то личность начинает вести себя так, будто это происходит в реальности, она может даже погибнуть, оставив группу. Пребывание под ежедневным психологическим контролем приводит к заметному интеллектуального торможения: в индивида снижается уровень внимания, ослабляется память, сужается кругозор, меняются структурно-логические связи. Он отказывается от активной жизненной позиции, не желает преодолевать трудности, не ставит перед собой жизненных целей и не стремится их достичь. Отчетливо заметны визуальные изменения: истощенность, бледность, ухудшение физического и психологического состояния, психосоматические симптомы. Могут иметь место галлюцинации, паранойя, дезориентация, приступы паники, депрессивные состояния и т.п.
Перед психологами, которые занимаются реабилитацией члена тоталитарной группы, стоит сложная задача - помочь личности решить конфликт между "раздвоенными личностями" и дискредитировать новую, навязаны личность. Когда этот этап результате целенаправленных усилий бригады по реабилитации успешно осуществлен, то, которое правило, старая личность за это время пробуждается. Но, как свидетельствуют западные и отечественные психологи, при этом не происходит возврат в полном объеме к предыдущей личности. Психологам, близким людям приходится долго и упорно опекать человека, чтобы потушить состояние гнитючости, тревожности, опустошенности у бывших членов группы.
Сущность личностно-ориентированного подхода в
учебно-воспитательном процессе в детском доме
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной ж ...
Содержание общения
Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. На уроке истории учитель сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, школьник растолковывает своему товарищу теорему Пифагора, закон Кулона. Учащиеся — красные следопыты совместно разыскивают документы, вещи героев гражданской и Отечест ...
Эффективность плацебо
Термин "плацебо" происходит от латинского слова placeo - нравиться. Таблетки-"пустышки", обманка-плацебо может быть чем угодно - не обязательно пилюлей. Внушить больному хорошее настроение можно самыми разными немедикаментозными способами - от трепанации черепа до хорошего обращения врача с пациентом. Но самое верное ...