Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с заиканиемСтраница 4
Однако в тех случаях, когда сама деятельность становится эмоциональным фактом, она за счет положительной обратной связи может существенно повысить эмоциональную напряженность и соответствующий ей уровень функционального состояния.
Э.Л. Ноенко [15] выделяет 3 группы реакций, характерных для состояния эмоциональной напряженности:
возникновение тревожности (беспокойства, подавленности, страха, отчаянья).
Изменение моторно – поведенческих реакций (появление тремора рук, мускульного напряжения).
Изменение в характере протекания мыслительных процессов и в организации интеллектуальной деятельности.
Л.З. Арутюнян [1], рассматривает заикание, как одну из форм устойчивого патологического состояния, которое состоит из 3 компонентов:
· речевые судороги.
· постоянное состояние тревожности.
· желание скрыть дефект.
М.И. Буянов [6], считает, что заикание – это признак расстройств в разных клинических отношениях, в основном двух: логоневроза и неврозоподобного логосиндрома. Выделяет две формы заикания: неврозоподобную и невротическую.
В младшем школьном возрасте чаще всего встречается неврозоподобный логосиндром. Такие младшие школьники повышенно и легко ранимы, для них важно то, как о них думают окружающие люди, они нерешительны, неуверенны, впечатлительны, самооценка у таких детей занижена; следствием заикания может быть эмоциональная неустойчивость. Эти наслоения усиливают у младших школьников чувство своей неполноценности и желание выздороветь.
Также существуют трудности и в учебной деятельности, одна из ее особенностей – неустойчивость. Внешние проявления неустойчивости деятельности могут быть обусловлены различными моментами. Это может быть импульсивность и слабая организованность работы вследствие неумения анализировать образец, инструкцию, предварительно обдумывать свою деятельность, планировать последовательное выполнение всех ее этапов. Это может быть отвлекаемость и неумение проявить волевое усилие для преодоления встречающихся в процессе деятельности трудностей. Наконец, может иметь место сбой деятельности вследствие низкой эмоциональной устойчивости и действия истощающих и побочных отвлекающих раздражителей, а также явление нерешительности, растерянности из-за неполного восприятия образца, инструкции.
Все эти характеристики служат основанием для развития тревоги и тревожности, которая еще более осложняет заболевание.
Нужно отметить недостаточность источников по проблеме эмоциональных нарушений заикающихся младших школьников, в результате чего объясняется неполнота анализируемой литературы.
Существует классификация заикания по степени фиксированности на своем дефекте. Фиксированность на своем дефекте - это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психологической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.
Различают три степени фиксации на своем дефекте:
Б.Ф.Скиннер: Научающие-бихивиоральное направление
Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. «В поведенческом анализе человек ...
Психологическое соотношение Востока и Запада по К.Г. Юнгу с элементами
исторических хроник
В настоящее время стало модно интересоваться тем, что покрыто тайной, где тонкая связь различных понятий была закрыта для европейцев. Многое, конечно, ещё скрыто от чужого взора, и это, конечно, правильно. Но что касается боевых искусств, здесь нет никакой тайны, но сначала, конечно, нужно изучить и понять восточную культуру и природу пр ...
Психологическая традиция изучения конфликтов.
Конфликт, как одно из значимых явлений психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психического благополучия -фундаментальной проблемой всей психологической науки, по-разному решаемой ее различными дисциплинами. Значение явления конфликта в общей психологической феноменологии проявляется в том, что каждая значительная п ...