Другая психология » Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности » Сравнительный анализ проявления страхов детей на констатирующем и заключительном этапах исследования

Сравнительный анализ проявления страхов детей на констатирующем и заключительном этапах исследования
Страница 1

Ознакомившись с большим количеством литературы и выдвинув гипотезу, поставила перед собой следующие задачи:

1. Составить пакет методик, выявляющих основополагающие страхи у детей.

2. Диагностика детей старшего дошкольного возраста.

3. Составление коррекционной программы и ее проведение.

Для диагностики выбраны следующие методики:

- «Опросник спектра страхов» А. И. Захарова

Цель: выявить основополагающие страхи. Были опрошены дети и их родители.

- «Неоконченное предложение» Г. Я. Кудрина.

Цель: получение дополнительных сведений о причинах страхов, беспокойства ребенка. Ребенку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью.

- Проективная методика «Рисунок семьи» Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога».

Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.

Инструкция: нарисуй свою семью красками или карандашами.

- Проективная методика предложенная А. И. Захаровым «Что мне сниться страшное».

По результатам диагностики («Опросника страхов» Захарова А. И.) получены следующие данные: у 50% детей слишком большое количество страхов и повышенная тревожность. У 50% детей страх соответствует возрастным особенностям детей (то есть сумма баллов не превышает девяти).

Это подтверждает и методика «Неоконченное предложение». Результаты показали высокий уровень тревожности у 16 детей: это составляет 57% и средний уровень тревожности 12 детей – 43%. Если рассмотреть ответы на каждое «неоконченное предложение», то получится неутешительный результат. Так на вопрос «Мои сны…» 50% детей отвечают: «боюсь», «страшные». На предложение «Боюсь…» 45% детей отвечают: «страшилок, приведений». А на два вопроса «Не люблю, когда меня…» и «Плачу, когда…» дети отвечают однозначно: «Бьют и ругают» - 63%.

Наглядно эти проценты может показать проективная методика «Рисунок семьи» (дальше в исследовании участвуют те 50% детей, у которых с помощью двух перечисленных выше методик выявлены страхи).

71% детей нарисовали семью разрозненно (предметы между членами семьи, самого себя рисуют с растопыренными руками, как бы защищаясь; сильная частая штриховка; себя рисуют очень маленькими по отношению к другим фигурам; у детей нет твердой почвы под ногами – они не уверены в себе; рисуют не всех членов семьи, в большинстве упускают отца, отвечая на вопрос: «А он на работе», «Он ушел к другой тете», «Не хочу рисовать») – все это указывает на неблагоприятные межличностные отношения ребенка с семьей.

29% - детей рисуют семью взявшись за руки, общий эмоциональный настрой рисунка – положительный, но выдает всю эту картину штриховка, что говорит о тревожности.

Из методики «Что мне снится страшное» видно, больше всего детей беспокоит «быть уничтоженным во время нападения чудовищ», одиночества, боли, то есть страх смерти, который дети начинают осознавать в 6-8 лет.

Из этих рисунков так же выявляется напряженность во взаимоотношениях детей и родителей.

После завершения обследования составил коррекционную группу – экспериментальная и контрольная группа: по 7 детей. В экспериментальную группу включены дети, которые набрали (по опроснику Захарова А.И.) свыше 17 баллов – можно предположить о развивающемся неврозе. В контрольную группу включены дети, которые набрали большое количество баллов (свыше 9, но меньше 17).

Полученные данные по методике А. И. Захарова.

Задача: сравнить средний уровень страха в экспериментальной группе до коррекционной работы со средним уровнем страха после коррекционной работы.

Математические вычисления показали, что наблюдаемое больше критического: Z набл > Z крит (3,4 > 2,32).

экспериментальная группа

А группа контрольная показала по истечению двух месяцев: Z набл < Z крит (0,4 < 2,32)

Можно сделать вывод: в экспериментальной группе уровень страхов понизился и следовательно данная коррекционная программа составлена эффективно (то есть подвижная игра и изодеятельность отреагируют детские страхи).

Результаты обследования детей приведены в таблице №1

Страницы: 1 2 3


Учение как вид деятельности
Учебная деятельность — форма деятельности, в которой действия, человека, управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений. В процессе развития человечества труд все более и более усложнялся и совершенствовался. Поэтому чтобы осуществлять трудовую деятельность, необходимо было осваивать результаты деятельности ...

Явления адаптации и сенсибилизации органов чувств
Адаптация органов чувств — это способность изменять свои характеристики и приспосабливаться к изменившимся условиям. Например, при выходе человека из темноты на свет и, наоборот, в прежнее состояние чувствительность его глаз изменяется в десятки раз. Для полной зрительной адаптации может требоваться до сорока минут При адаптации к темнот ...

Уступка (приспособление)
Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины "ухода" в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интере ...