Другая психология » Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников » Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников (на материале констатирующего эксперимента)

Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников (на материале констатирующего эксперимента)
Страница 2

Рисунок 4 – Характеристика статусного положение ребенка в группе

Результаты обратили внимание на тот факт, что около 40% детей имеют неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации дошкольники предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым. При этом самооценка завышенная в большинстве случаев (95% участников), что свидетельствовало о недостаточной критичности воспитанников к себе, к собственным поступкам (приложение 4).

Заниженная самооценка проявилась у 15% детей (4 человека) (рис. 5).

Рисунок 5 – Уровень самооценки у старших дошкольников

Результаты диагностики показали, что воспитанники с благоприятным социальным статусом (75%), конфликтные ситуации предпочитают разрешать самостоятельно или с помощью взрослого. У детей, которые отвергаются сверстниками, воспитатели наблюдают в поведении преобладание агрессивных действий, возбуждённого состояния, чрезмерных нарушений общепринятых правил. У некоторых детей наблюдаются застенчивость, неуверенность в себе, безынициативность. Эти факты могут свидетельствовать либо о разных подходах к семейному воспитанию дошкольников, либо об отсутствии продуктивных навыков общения.

Наблюдение за детьми позволило обнаружить богатый материал для анализа отношения сверстников друг к другу. Так, решая конфликтную ситуацию, дети предпочитали:

- Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всё расскажу маме).

- Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, буду кидаться камнями, заставлю чинить).

- Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать).

- Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).

Детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступает более половины испытуемых. Агрессивные решения преобладают у 30% участников, самостоятельные и конструктивные действия у – 15% детей.

Данный этап эксперимента показал, что большой процент испытуемых обозначенной выборки показал неустойчивые межличностные отношения, с достаточно высоким уровнем агрессивности. Изучив и обобщив полученные результаты диагностики межличностных отношений старших дошкольников, мы предположили, что причиной этому является нарушение детско-родительских отношений в семье. Это положение определило наши дальнейшие исследовательские задачи.

Далее, мы определили группу детей (11 дошкольников) с выраженными проблемами во взаимоотношениях со сверстниками. Эта часть исследования состоит в проведении второго этапа констатирующего этапа, основная цель которого заключается в выявлении характерных особенностей влияния детско-родительских взаимоотношений на взаимоотношения со сверстниками.

С целью выявления в этих семьях детско-родительских взаимоотношений был проведен тест-опрос по А.Я. Варгошшг и В.В. Столина. Проанализировав ответы, мы получили следующую картину родительского отношения к детям (Приложение 5):

1. В семье 1 наиболее выраженным параметром является параметр III – симбиоз.

2. В семьях 2,3,9,10,11 наиболее выраженным является параметр IV – гиперсоциализация.

3. В семьях 4,7 параметр V – инфантилизация.

4. В семье 5 преобладающей позицией отца по отношению к ребенку является гиперсоциализация, а со стороны матери – социальная желательность.

5. В семье 6 преобладающими позициями являются со стороны матери – симбиоз, а со стороны отца – гиперсоциализация.

6. В семье 8 со стороны матери – социальная желательность, а со стороны отца – отвержение.

Из опрошенных родителей I параметр выбрал 1 человек, II – 2, III – 2, IV – 9 и V – 3 человека. Отсюда видно, что преобладающим параметром как у женщин, так и мужчин является гиперсоциализация (табл. 2).

Страницы: 1 2 3 4 5


Свойства внимания
Существуют различные проявления, качества или свойства внимания человека. В связи с этим внимание следует характеризовать с различных сторон. Одним из важным свойств внимания являются его сила, напряженность и сконцентрированность на объекте. Здесь особое значение приобретает умение человека отрешаться от посторонних раздражителей. Соотв ...

Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности
Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бе ...

Что необходимо для успешного лечения по Довженко?
Не все алкоголики осознают себя таковыми, хотя признаки этого заболевания в основном общеизвестны. Часто алкоголику просто жалко избавиться от своей болезни. «Все пьют, а я чем хуже? Имею право». Лучше, разумеется, если такое понятие превалирует: «Хочу пью, а хочу — нет. Вот возьму и брошу». И очень хорошо, если удастся бросить пить без ...