Подходы к классификации детско-родительских отношений
Страница 1

Важным фактором психо-социального развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивает нравственные позиции родителей, их отношения к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях, более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении последних и становятся моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от их семейных условий и взаимоотношений. [38, с.60].

Выделяют следующие типы детско-родительских отношений, описанные Д. Бомринд [45, с.78]:

1. Демократический стиль характеризуется тем, что общение родителей с детьми начинает строиться на партнерских началах. Это проявляется в признании за ребенком права на независимость и собственные суждения. Родители стремятся убедить ребенка в необходимости тех или иных действий, а не добиваются послушания с помощью силы. Сам ребенок при этом демонстрирует активное, энергичное, независимое поведение, не просто использует предоставленную ему инициативу, но способен отстаивать и претворять свое решение, иногда заставляя родителей считаться со своим мнением. В то же время эти особенности поведения ребенка встречают поддержку и одобрение родителей. Тем самым ребенку сообщается, что его мнение ценно, достойно внимания и с ним считаются. Начиная относиться к ребенку как к полноправному партнеру, родители помогают ему занять новую более адекватную его возрасту позицию во взаимоотношениях со взрослыми. Арсенал средств, которые используют родители при общении с ребенком, направлен на поддержку его инициативы, уверенности в себе, подчеркивание его личного вклада в достижение общей цели, что способствует формированию благоприятного видения себя. Это позволяет сделать вывод о том, что данный стиль общения также способствует формированию системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение ребенка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но основывается также на оценке эффективности собственных усилий.

2. Авторитарный стиль общения характеризуется тем, что ребенку предоставляется инициатива в значительно меньшем объеме, ограничивается его участие в подготовке принятия семейных решений, контроль сопровождается повышенной критичностью родителей, отклонением всех предложений ребенка и их дискредитацией. Ограничивается самостоятельность и право на независимые суждения, а сочетание предоставления инициативы с отсутствием поддержки подрывает уверенность ребенка в себе. Характерна борьба за доминирование: родители пытаются упрочить свой авторитет и настоять на своем решении, а дети ведут борьбу за расширение своих прав, пытаются добиться признания со стороны родителей. При этом ребенок не просто отвечает протестными формами поведения, но активно пытается изменить эту ситуацию, выступая инициатором новых форм общения с родителями, или же пытается манипулировать ими для достижения своих целей. Родители же пытаются сохранить привычный для себя стереотип общения с ребенком, в котором ему отводится позиция слабого, безвольного, несамостоятельного, требующего постоянного руководства.

3. Иногда выделяется еще и третий тип – смешанный, который характеризуется тем, что совмещает в себе черты двух предыдущих типов. [45, с.80].

Если проследить взаимосвязь между самооценкой и типом общения в семье, то получим, что у детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а для детей из семей с регламентированным типом общения была более характерна неадекватная самооценка.

Высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией ребенка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от отношения к нему родителей. И если последние, хотят вырастить гармонично-развитую личность, им необходимо разобраться:

1. Какой тип преобладает в семье на настоящий момент?

2. Устраивает такой тип семьи самих родителей или нет?

3. Устраивает ли он других членов семьи?

Страницы: 1 2


Массовые социально-психологические явления и их роль в общении и межличностных отношениях
Социальная психология изучает проявление психической деятельности в условиях групп, коллективов. На первый взгляд кажется, что сознание во всех его свойствах и особенностях индивидуально. Это верно, но верно также и другое — одновременное проявление одной из сторон сознания множества людей. Это так называемые массовидные психические явле ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕСТ NEO-FFI Инструкция Пишите только на специальном бланке для ответов. Внимательно прочитайте инструкцию прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ...

Мотивация и здоровье. Реакции личности на неудовлетворение потребностей и мотивов
Результатом острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и потребностей личности» является, как считает В.Мерлин, внутриличностный конфликт, который характеризуется длительной и устойчивой дезинтеграцией приспособительной деятельности. В зависимости от того, какие ценностно-мотивационные составляющие личности вступают во взаимн ...