Эмпирическое исследование аддиктивного поведения у молодежи. Организация
и ход исследованияСтраница 1
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по профилактике аддиктивного поведения, программы по работе с данной проблемой, мы переходим к выявлению данного поведения у молодежи.
Целью нашего эмпирического исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи (а именно к алкогольной и наркотической зависимостям), составить программу профилактики употребления психоактивных веществ.
Также мы определили следующие задачи:
1.Подбор методов и методик исследования
2.Формирование исследовательской группы
3.Обработка полученных данных
4. Составление программы по профилактике аддиктивного поведения
Для достижения поставленной цели и задач нами был использован следующий метод исследования - опрос (тестирование).
Методы опытно-эмпирического исследования стандартизированы.
Мы использовали следующие методики (Приложение №1):
1. Методика "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай)
2. Методика "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич).
При исследовании мы использовали выборку малого объема (21 человека): учащихся 9"А" класса МОУ СОШ № 4 г. Калининграда в возрасте 15-16 лет, среди которых 13 юношей и 8 девушек.
1) Тест "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (опросник RAFFT) предназначен для выявления употреблением алкоголя и наркотиков, склонности к химической зависимости в подростковой среде.
Оценка результатов теста (опросник RAFFT): положительные ответы на 1-й, 2-й и 5-й вопросы оцениваются в 1 балл каждый, а на 3-й, 4-й - в 0,5 балла. Хотя бы один положительный ответ указывает на склонность к зависимому поведению. Если в сумме набирается 2 и более баллов, то имеется серьезное подозрение на наличие у подростка химической зависимости.
Уровни склонности к химической зависимости:
А) Не высокий (не выявлено) - риск зависимого поведения/склонность не выражена;
Б) Вероятность склонности - умеренно выраженный риск зависимого поведения
В) Высокая вероятность - высокая вероятность предрасположенности к зависимому поведению;
Г) Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости - подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.
2) Тест "Склонность к зависимому поведению" предназначен для выявления склонности к алкогольной зависимости и наркозависимости.
Оценка результатов теста:
I. Прямые вопросы (баллы подсчитываются в соответствие с отмеченными испытуемым):"5"-5, "4"-4, "3"-3, "2"-2, "1"-1;
II. Обратные вопросы (баллы подсчитываются наоборот): "5"-1,"4"-2,"3"-3,"2"-4,"1"-5. (Обработке подвергаются лишь ответы на вопросы, отмеченные в Приложение №2, таблице 1. Ответы на иные вопросы не обрабатываются.)
Для оценки склонности к зависимому поведению баллы ответов на прямые и обратные вопросы суммируются по каждой шкале отдельно. Для оценки склонности к зависимости суммируются баллы, полученные за ответы на следующие вопросы (первый и второй столбцы). Они же используются для оценки склонности к наркозависимости. Склонность к алкогольной зависимости оценивается с использованием ответов на прямые и обратные вопросы, приведенные соответственно в третьем и четвертом столбцах (Приложение № 2, таблица 2).
Уровень склонности к зависимому поведению
А) Невысокие признаки (не выявленные) склонности - подросток не входит в группу риска.
Б) Признаки тенденции - выражены признаки склонности к зависимому поведению.
В) Признаки повышенной склонности - признаки предрасположенности, требуется повышенное внимание.
Г) Признаки высокой вероятности - подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.
Сбор информации проходил прямым способом. Обработка полученных данных проходила вручную.
Перед исследованием было проведено информирование исследовательской группы, т.е. представлена информация, характеризующая аддиктивное поведение.
Для того чтобы сделать общение более неформальным и комфортным, познакомиться с группой и расположить участников группы к открытому общению, была проведена "Баранья голова". Каждый выбирал игровое имя, которым в течение данного занятия все должны были называть. Некоторые сразу же задали вопрос о том, можно ли оставить свое собственное имя, которое его носителя вполне устраивает. Кто-то придумал кличку. Кто-то видоизменил фамилию. После представления, мы приступили к исследованию данной группы на склонность к аддиктивному поведению.
Формирование мировоззрения в ранней юности. Самоопределение
Ранняя юность — это время поиска смысла жизни, активного самоопределения молодежи в существующей системе общественных отношений, а также в мире профессиональной деятельности, в принятой системе духовных и нравственных ценностей. Процесс этот сложный и неоднозначный. В одном случае он может пойти по линии адаптации человека к требованиям ...
Самоуважение, самооценка и мотивация социального поведения
Самоуважение является эмоциональной компонентой Я-концепции, как целостного представления человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и мест ...
Связь воображения с другими психическими процессами
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с дея ...