Молодежь как группа рискаСтраница 5
В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. (28; 11)
Выделяют следующие факторы риска, присущие учащейся молодежи:
Алкоголизм у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)
Наркомания у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)
Хронические психические расстройства у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)
Ранняя (до 15 лет) сексуальная активность.
Раннее (до 14 лет) начало приема алкоголя, ранее (до 12 лет) курение.
Низкая толерантность по отношению к употребляемому веществу.
Повторный прием после первой пробы.
Прием веществ, быстро вызывающих зависимость
Органическое поражение головного мозга с психическими расстройствами.
Задержки и асинхронии психического развития.
Формирующаяся личностная патология. Расстройства поведения.
Доступность ПАВ по объективным причинам (например, район проживания)
Аномальные стили воспитания в семье
Воспитание в семье с низким доходом (намного ниже среднего)
Воспитание в семье с высоким доходом (намного выше среднего)
Дисфункциональная семья.
Среди друзей, одноклассников — дети с систематическим асоциальным поведением
Низкая успеваемость в школе
Систематические конфликты с педагогами и учениками.
Индивидуальные особенности, не достигающие уровня психических расстройств.
Пассивная социальная позиция.
Низкий уровень социальных навыков
Отсутствие реальных взглядов на будущее
Отсутствие жизненных перспектив в ближайший год (по объективным причинам). (15; 47)
Непатологические формы аддиктивного поведения не связаны с выраженными и стойкими психическими расстройствами или нарушениями психического развития и не являются его следствием. Они обусловлены преимущественно биологическими, микросоциальными (семейными, школьными, коммуникативными), а также психологическими (личностными) факторами риска, а не формируются по патологическим механизмам. Современное понимание злоупотребления ПАВ как формы отклоняющегося поведения (аддиктивное поведение) исходит из единства факторов риска и защиты для всех типов поведения, отклоняющегося от социальных норм.
Первая группа риска (вариант непатологического аддиктивного поведения) определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска с искажением позитивно-субъективных отношений ребенка к условиям своей жизнедеятельности. Диагностика отношений ребенка к самому себе и значимому окружению является важным критерием выявления детей этой группы риска, а также критерием оценки эффективности проведенной психопрофилактической и антинаркотической работы.
Вторая группа риска (вариант непатологического аддиктивного поведения со стойкими асоциальными нарушениями) также определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска, но отличается формированием черт личностной деформации по асоциальному типу. Для нее типичны следующие признаки:
отсутствие интереса к учебной и познавательной деятельности при хорошей социальной ориентировке;
БОУ «Специальная (коррекционная) бщеобразовательная школа–интернат № 7 I вида
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида для детей 3-4 степени глухоты» Адрес: г.Омск, ЦАО 18 ул. Амурская 19, д.1 Школа была построена в 1975 г. Наполняемость школы в данный момент – ...
Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта
К функциональным последствиям конфликта относятся: - Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям. - Конфликты способствуют поддержанию динамического равновесия и общественной стабильности. Причины вскрываются, а ...
Возрастные аспекты креативности.
В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст (Lehman, 1966). Это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с возрастом изменяется мотивация, молодые люди более склонны к поиску отдаленных ассоциаций. Что можно ска ...