Деятельность педагога - психолога
по проблеме наркомании. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике наркоманииСтраница 1
Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно.
Акцент на профилактику наркомании можно делать как в урочное время, так и на классных часах.
Можно использовать различные формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работниками УВД или прокурором), но практика показывает, что лучше всего провести обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из российских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет с наркотиками и токсичными веществами знакомы 15% учащихся, отношение к наркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших - на 100% негативное; 57% учащихся знают произведения «массовой культуры», воспевающие наркотики.
Если никакие формы убеждения при профилактике наркомании не имеют успеха, педагог должен принять решительные меры по спасению жизни подростков из группы риска. Выявить юного наркомана можно по следующим признакам:
- зрачки расширены;
- движения нескоординированы, незавершенны, неуверенны;
- поведение резко меняется (от активности, до сонливости);
- на лице у подростка - выражение блаженства, дополненное неестественной улыбкой;
- нарушена концентрация внимания;
- речь сбивчивая, невнятная.
В группу риска входят дети из неблагополучных семей: подростки, склонные к курению и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное - яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен быть немедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.
Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщении к наркотикам:
- желание вести нормальную, полноценную жизнь;
- боязнь привыкания и смерти;
- стремление нормально жить и радоваться жизни;
- боязнь принести страдания родным и близким;
- множество печальных примеров;
- осознание вреда здоровью и трудности излечения.
Анализа непоправимых последствий этих рычагов при умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь подростков и юношей от опасности увлечения.
Осознавая всю важность затронутой проблемы, разработана система мероприятий по профилактике возникновения наркомании среди несовершеннолетних. Определены 3 наиболее важных направления деятельности:
первое - профилактическая работа со школьниками;
второе - просветительская работа с родителями;
третье - психолого-педагогическое просвещение учителей, а также других педагогических работников.
Направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании среди подростков в общеобразовательной школе.
Со школьниками |
Тематические занятия по психологии общения с учащимися 5-11 классов |
Проведение «круглых столов» с учащимися 9-11 классов | |
С родителями |
Проведение общешкольных родительских собраний с 1 по 11 классы |
Семейное и индивидуальное консультирование | |
С педагогами школы |
Выступление с докладами на педагогических советах, семинарах |
Проведение социально-психологических тренингов | |
Индивидуальное и групповое консультирование |
Некоторые универсальные принципы в механизме памяти
Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г.Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономености в механизме памяти: 1) При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец (“эффект края”) 2) Запоминание пройдет лучше если повторять материал несколько раз в течение в ...
Введение.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформ ...
Возрастные особенности мотивации учения школьников.
В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, ...