Основы полового воспитания. Теоретические основыСтраница 3
Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача педагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки.
Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальные признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся стереотипов оценок мужчины и женщины. Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная. Анализом половых различий занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики, психиатры, психологи. Несомненно, эта информация касается и педагогов.
В исследованиях Кагана В.Е. определены следующие группы половых различий:
1) врожденные;
2) биологически - обусловленные;
3) складывающиеся в ходе социализации.
Данные половые различия могут проявляться на различных уровнях развития личности:
1. биопсихическом,
2. психологическом,
3. социально-психологическом,
4. социальном.
По мнению Кагана В.Е., сравнительно немногие половые различия локализованы только на одном уровне, причем, чем выше уровень, тем больше вероятность таких локальных одноуровневых половых различий, а чем он ниже, тем более вероятно его влияние на половые различия более высоких уровней.
Психологи утверждают, что "половые различия формируются на каждом возрастном уровне и в целом лишь на путях образования функциональных связей между всеми актуальными детерминантами половой дифференциации и ранее сформированными половыми различиями . Половые различия представляют собой мега-систему структурные элементы которой обладают внутренней организацией. Изучение этой системы определяет важность для самых разных областей человекознания, в том числе полового воспитания".
Для чего педагогам нужны глубокие знания о половых различиях? Прежде всего они необходимы на этапе становления и саморегуляции. "Саморегуляция поведения предполагает "наличие у индивида определенной информации о самом себе". Частью этой информации о себе является знание о том, что человек принадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола, отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажут большую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своем теле, его строении и причинах такого строения являются компонентом "системы Я" наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральных качествах и т.д. Осознание каких либо своих способностей и особенностей меняет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно для создания психологического и социального комфорта "системы Я" каждого человека.
Все вышеизложенные положения позволяют сделать вывод о том, что половое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что "пол" - понятие не только биологическое, физиологическое и социальное. Знания о половых различиях (в широком смысле для педагогов в узком - для детей) будут являться условием полового воспитания и определять его содержание.
Молодежь как группа риска
Следующим, мы считаем необходимым, обратиться к проблемам молодежи как группе риска, изучить основные проблемы, которые приводят данную социальную группу в состояние рисков. Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь. Мы остановимся на определении "молодежь". В отечественном общество ...
Теория интеллекта
Существующие теории, объясняющие механизмы интеллекта, можно разделить на две группы. В первую входят те, которые предполагают наличие у человека природных, не изменяющихся под влиянием внешних условий интеллектуальных способностей. Ко второй относится представление, что умственные способности человека в основном формируются и развиваютс ...
Составляющие
ЭИ в модели способностей
В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ: · восприятие и выражение эмоций · повышение эффективности мышления с помощью эмоций · понимание своих и чужих эмоций · управление эмоциями Эта иерархия основывается на следующих принципах: Способности распознавать и выражать эмоции ...