Характер

Характер—совокупность индивидуальных особенностей личности, выражающая его отношение к действительности, определяющая способ поведения, проявляющаяся в деятельности и общении.

В характере выделяют отдельные черты или качества:

1) отношение к окружающим людям и обществу в целом (чуткость, доброту, искренность, лицемерие и др.);

2) отношение человека к самому себе (завышенную, заниженную, реальную самооценку);

3) волевые качества (смелость, тревожность,

импульсивность и др.) и т.д.

Определенные черты у каждого характер» коррелируют между собой, другие слабо корролируют. Поэтому выделяют противоречивый и цельный характер (в нем преобладает положительная корреляция черт).

К. Юнг определяет 4 типа характера: акстравертный — интровертный; рационалистический — иррационалистический; мыслительный эмоциональный; ощущающий интуитивный. В основе классификации лежит направленность личности.

Характер человека формируется в довольно раннем возрасте и на протяжении всей жизни является более или менее устойчивым. Сочетания индивидуальных особенностей, формирующих характер, не являются случайными. Они образуют типы, позволяющие изучать типологию характеров.

Когда характер сформирован, основным его компонентом является система ценностей, которая определяет поведение человека, формирование жизненных целей.

Характер определяет поведение человека, но в то же время он формируется в поведении. Взаимосвязь характера и поступка определяется взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения. Мотивы поведения постепенно закрепляются и фиксируются в характере. Характер определяется всем образом жизни человека на протяжении длительного периода времени.

Характер тесно связан с мировоззрением. Единство целей, которые оно ставит перед человеком, обусловливает цельность характера.

Характер человека формируется в процессе адаптации индивида к окружающему его миру. Поэтому очень важно изучить проблему наследственности и влияния окружающей среды. Степень влияния этих факторов на процесс формирования характера может быть различной. При неблагоприятном сочетании обоих могут появляться какие-либо отклонения.

Первые признаки стабилизации характера проявляются в возрасте от 2 до 10 лет. В этом возрасте под влиянием взрослых формируются основные положительные (доброта, отзывчивость) и отрицательные черты. Деловые качества (аккуратность, трудолюбие и т.д.) закрепляются немного позднее, как правило, в процессе детских игр. Волевые черты характера развиваются в подростковом возрасте, а нравственные основы — в ранней юности.


Психологические особенности больного шизофренией
Для шизофрении наиболее значимыми являются своеобразные расстройства, характеризующие изменения личности больного. Выраженность этих изменений отражает злокачественность болезненного процесса. Эти изменения касаются всех психических свойств личности. Однако наиболее типичными являются интеллектуальные и эмоциональные. Интеллектуальные ра ...

Рисуночный тест "Моя семья"
Материал: - лист бумаги; - набор цветных карандашей. Инструкция: Предложите подростку нарисовать свою семью. Позвольте подростку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Тем временем, "работая", вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует. После окончания рисования уточните некот ...

Теоретические подходы к рассмотрению конфликтного поведения человека
Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях. Но при всей несхожести мане ...