Особенности зрительных ощущений
Роль зрительных ощущений очень велика. Зрительные ощущения — это ощущения цвета и света. Зрение позволяет нам подлинно воспринимать предметы.
Зрительные ощущения вызываются воздействием электромагнитных волн на зрительный рецептор — сетчатку глаза. Световые волны отличаются друг от друга длиной и числом колебаний в секунду. Длина световой волны определяет цветовой тон.
Зрительное ощущение всегда обладает цветом. Человек ощущает хроматические (цветовые тона) и ахроматические (черный и белый) цвета. Цветовой тон — это специфическое отличие одного цветаст другого при одинаковой светлоте и насыщенности. Цвет — это психическое явление. Чувствительность глаза к световым волнам различна.
Классификация психофизиологических закономерностей рецепторной деятельности:
1) адаптация - приспособление глаза к световым раздражителям (к темноте, свету, цвету);
2) контрастность — изменения цветового ощущения из-за действия световых раздражителей;
3) последействие;
4) взаимодействие.
Каждый цвет оказывает определенное воздействие на настроение человека. Некоторые цвета действуют возбуждающе (красно-желтые тона), другие, напротив, действуют успокаивающе, вызывая печально-беспокойное настроение (сине-фиолетовые цвета). Промежуточное место принадлежит зеленому цвету, который оказывает умиротворенное воздействие на человека. Цвета производят физиологическое воздействие на организм. Цветам свойствен-1 на выразительность. Ощущение цвета нельзя отделять от восприятия цвета. Человек воспринимает не просто цвет, а цвет определенного предмета, который обладает специфическими свойствами. Основное свойство — константность при изменениях интенсивности освещения. Это очень сложный процесс, который обусловлен центральными и периферическими факторами. Чтобы правильно определить их роль, необходимо различать константность освещенности, которая обусловливается прибавлением к освещенности контрастного цвета. Законы смешения цветов.
1. Для каждого хроматического цвета существует такой цвет, при смешении с которым получается ахроматический цвет. Такие пары цветов называются дополнительными.
2. При смешении двух цветов, которые находятся ближе друг к другу, чем дополнительные, получается цвет, который располагается в спектре красок между этими двумя цветами.
3. Две пары одинаковых цветов при смешивании образуют одинаково выглядящий цвет независимо от различия в физическом составе.
Культурно-историческая парадигма в психологии
Парадигма — это принятый научным сообществом единый свод правил, принципов или утверждений, неразрывно связанных в единую схему процесса получения научного знания, который начинается с этапа постановки проблемы вплоть до полного нахождения способа ее решения. Развитие современной психологии восприятия заключается в попытке синтеза различ ...
Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала
Виды памяти различаются в зависимости от того, что запоминается, как запоминается, насколько долго запоминается. В результате экспериментальных исследований и наблюдений были выделены два основных вида памяти с точки зрения длительности сохранения информации — кратковременная и долговременная память. Кратковременная память представляет с ...
Когнитивный компонент
Джон Аткинсон, сотрудничавший с Мак-Клелландом на ранних этапах исследований, которые были посвящены мотиву достижения, разработал соответствующую теорию. В ней осталась незыблемой основополагающая идея Мак-Клелланда: люди ставят перед собой цели и двигаются к ним потому, что у них есть потребность в достижении. Но Аткинсон (Atkinson, 19 ...