Самосознание

Самосознанием принято называть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, а также влечениям и.мотивам поведения, и конечно же отношение к переживаниям и мыслям. Считается, что самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данные возможности выступают в качестве основания для целесообразных действий и поступков.

Следует отметить, что в основании самосознания находится способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Данная жизнедеятельность возникает в общении при протекании процесса формирования первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности. Для человека отношение к своему осознанному бытию, которое опосредуется совместной деятельностью, осуществляемой именно в общении, в свою очередь способствует формированию определенного представления человека о себе самом, как о субъекте. Именно субъект способен на общественно значимые поступки и действия. Представление человека о себе, т.е. так называемый субъективный образ своего Я, складывается под влиянием оценочного отношения других людей. Это происходит при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, которые приняты в обществе. Образ Я — это непременное условие каждого акта целеполагания Представление о цели и путях ее достижения — это также одновременно и представление о своих будущих действиях, о своих формирующихся в этих действиях способностях. Другими словами, о себе, уже добившемся своей цели, и так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности, в первом случае он относится к себе как к уже обладающему нужными и престижными способностями; во втором случае он относит себя к тому типу людей, у которого таких способностей нет.

В психологической литературе о самосознании иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека, т.е. его отношение к миру, знаниям, невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности. Формирование самосознания человека не осуществляется без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей. Для человека обязательно отношение к себе, как к субъекту общественно значимой деятельности, именно в процессе данной деятельности каждый человек может сам (и должен сам) изменять свои способности, а также самого себя. Вследствие этого самосознание — это не только результат, но также и предпосылка развития сознания.


Возрастные особенности клинической картины и течения шизофрении
Детская шизофрения - встречается относительно редко. Начало обычно постепенное, с беспричинных и нелепых страхов, двигательных и речевых стереотипии (бесконечное повторение одних и тех же движений, выкрикивание одних и тех же слов). Патологические фантазии не отделяются от реальности. Возможно наличие рудиментарных галлюцинаторного и бре ...

Личность современного менеджера
Анализ концепций личности руководителя обнаруживает разнообразные подходы к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя. Поверхностный взгляд на эту проблему позволяет выделить следующие подходы: 1. «Коллекционный подход» подразумевает, что руководитель должен обладать особым ...

Методы лечения
Вылечить алкоголизм можно двумя методами - медикаментозным и психотерапевтическим, но чаще всего они применяются в комплексе. В современной медицине используется как лечение травами, народными средствами, нетрадиционными способами так и новейшими препаратами. Одной из наиболее эффективных методик является кодирование, основанное на психо ...