Роль отца в воспитании ребенкаСтраница 1
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом.
Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы, побеги из дома, бродяжничество, самоубийства среди детей и подростков? Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка?
Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца» - это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама- это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого.
Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать - отцу или матери.
Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет.
Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом. [24]
Нравственная позиция отца определяет его позицию как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина - существо более эмоциональное, одухотворенное, то и в педагогической деятельности она, в основном, руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы.
Выводы
Стиль взаимоотношений можно представить в виде некоторого континуума, на одном полюсе которого безоговорочно царит авторитарность, на другом - демократия, а в центре находится нейтральный стиль взаимоотношений.
Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление.
Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого змоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.
Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).
Обусловливаемое нарушение воспитания - повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет - смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющ ...
Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка
старшего дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема. Психологическая характеристика старшего дошкольного возр
Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребнос ...
Личность современного менеджера
Анализ концепций личности руководителя обнаруживает разнообразные подходы к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя. Поверхностный взгляд на эту проблему позволяет выделить следующие подходы: 1. «Коллекционный подход» подразумевает, что руководитель должен обладать особым ...