Отцовство в меняющихся социокультурных условияхСтраница 1
Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление.
Родительство как психологический феномен предполагает наличие двух его составляющих: отцовства и материнства. Отцовство как социальная роль – значительно более позднее образование, считает М. Мид, нежели материнство. Идеальным считается отец, способный создать материальное благополучие для своих детей. Взаимоотношения отца с младенцами ограничивались единичными контактами. В дошкольном и школьном возрасте воспитывал не столько отец, сколько его авторитет, поддерживаемый матерью: «Папа будет недоволен тобой!». Непосредственное общение отца с ребенком сводилось к двум формам: дисциплинирующей и обучающей – передаче подросшему ребенку профессиональных навыков и знаний. [24]
Элизабет Бадинтер утверждает, что роль отца, матери и ребенка устанавливается в соответствии с общественными потребностями и преобладающими в обществе представлениями о ценностях. Если основное внимание идеологии направляется лишь на мужа и отца, наделяя его всеми полномочиями, то мать отступает в тень, а ее статус приравнивается к статусу ребенка. Напротив, если общество заинтересовано в сохранении здоровья и воспитании ребенка, то его внимание направляется на мать, которая в ущерб отцу становится главным персонажем. Последнее более характерно для современного общества.
Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон условно делит человеческие культуры на «отцовские», (в которых отцовская роль мужчины значительна), и «безотцовские» (в которых мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец). «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи.
Отличительная черта мужского поведения – повсюду помогать добывать пищу женщинам и детям. Во всех известных человеческих обществах везде в мире будущий мужчина усваивает то, что когда он подрастет, то чтобы стать полноправным членом общества, он должен будет обеспечивать пищей какую-нибудь женщину и ее потомство.
Однако степень социальной ответственности мужчины за жизнеобеспечение женщины и потомства, направленность такой опеки (каких женщин и чьих детей он обеспечивает) зависит от различных социальных условий, но как правило решающим будет стремление мужчины обеспечивать благополучие собственных детей, хотя бывают исключения. Так, среди жителей островов Тробриан каждый мужчина заполняет продуктами амбар своей сестры, а не жены. На островах Ментавай все мужчины не покидают отцовский дом до тех пор, пока не подрастут втайне зачатые ими дети и не смогут работать на них. До этого времени дети усыновляются отцами их матерей, и кормят их братья матери. Таким образом, социальная функция мужчины заключалась в том, что он обеспечивал женщин и их детей, в данном случае детей своей сестры вместо собственных.
В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.
В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, высший дисциплинатор и пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности.
В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. [23]
Анализируя отцовство в меняющихся социокультурных условиях, М.Мид отмечает, что отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии.
Кодирование от алкоголизма по методу химической блокады
Разработано множество различных препаратов, на основе, главным образом, трех основных химических компонентов, которые при соединении с алкоголем, вступают с ним в химическую реакцию и создается новое вещество, которое токсически действует на организм, вызывая самые различные острые реакции организма, что может привести к летальному исход ...
Психологические особенности старших дошкольников
С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дош ...
Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера и психопатий[3]
Типологическая модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый); акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно- боязливый, циклотимический, аффективный). Леонгард считает, что люди отличаю ...