Другая психология » Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов » Формы психологического взаимодействия с неполной семьей

Формы психологического взаимодействия с неполной семьей
Страница 2

Мать, воспитывающая ребенка одна, пытается возместить свою эмоциональную неудовлетворенность заботой о нем, всеми силами привязывая его к себе, изолируя от общения с друзьями и сверстниками. Этот вариант развития отношений "мать - ребенок" также требует психологической коррекции.

Присущая некоторым матерям гиперопека в отношении к ребенку мотивирована не столько заботой о нем, сколько страхом одиночества и чувством внутреннего беспокойства, т. е. выступает в качестве защиты себя самой от состояния дистресса. Выбрав ребенка в качестве психологической защиты от травмирующего воздействия жизненных трудностей, мать и не подозревает, что тем самым лишает собственного ребенка детства и возможности в дальнейшем самостоятельно строить свою жизнь. В любом случае будь это проявление чрезмерной заботы и внимания к ребенку или, наоборот, полное игнорирование его как личности, жестокое отношение к нему - требуется проведение специальной работы с матерью, которая, вполне возможно, не замечает, что ее воспитательные воздействия приносят и ей, и ребенку больше вреда, чем пользы.

Воспитание детей является серьезным и важным делом, требующим специальных знаний. Однако большинство родителей, как правило, не готовы к воспитательной деятельности, потому что этому их никто и никогда специально не учил. [22]

Дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают специалисты, длительные наблюдения которых за детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно от носящимися к помощи извне.

Выводы

Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье.

Ставший одиноким родитель сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, а к новым моделям взаимодействия с собственным ребенком или детьми, потому что ему приходится совмещать функции обоих родителей. Одинокий родитель постепенно приходит к новым взаимоотношениям с ребенком, с окружающим миром и другими людьми. Во-первых, ему приходится взять на себя ответственность за поддержание взаимодействия ребенка с проживающим отдельно вторым родителем (если супруги в разводе), а также с членами его семьи. Это важно для того, чтобы у ребенка не формировалось негативное отношение к предавшему его отцу (матери) и его родственникам, не появлялось чувство вины за распавшуюся родительскую семью. Во-вторых, особой заботой одиноких родителей является установление адекватных взаимоотношений с представителями противоположного пола, чтобы помочь ребенку овладеть соответствующей мужской или женской ролью, а также формами поведения, принятыми в современном обществе.

Страницы: 1 2 


Когнитивный компонент креативности
Эдвард Дебоно (Edward DeBono, 1970, 1987) посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в н ...

Современный этап профориентации
Система профориентации складывается из подсистемы, каждая из которых имеет свои задачи. В целом она выходит за рамки задач и возможностей школы и требует включения других её участников – профессионально-технические училищ, ВУЗов, техникумов, предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи. Главная задача профоринетаци ...

Кинезы
Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов – элементарных инстинктивных движений. Типичным примером кинеза является ортокинез – поступательные движение с переменной скоростью. Если, например, на определенном участке существует температурный градиент (перепад температур), то движения туфельки будут тем более быстрыми, чем дальше ж ...