Профессионально значимые психофизиологические качества личностиСтраница 2
Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализуются, образуя самостоятельную подструктуру.
В.Д.Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности.
Таким образом, профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.
В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.
Таким образом можно привести перечень основных профессионально значимых качеств личности (используемых при составлении аналогической профессиограммы)
1. Мышление, интеллект
1) продуктивное (творческое) – репродуктивное;
2) наглядно-образное;
3) наглядно-действенное;
4) словесно-логическое;
5) интуитивное - логическое;
6) общая эрудиция;
7) специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.
2. Восприятие, пороги чувствительности
1) зрительное, цветоразличение;
2) слуховое;
3) тактильное;
4) кинетическое;
5) вкусовое;
6) межличностное, социальное.
3. Память
1) произвольная и непроизвольная;
2) долговременная, кратковременная;
3) логическая;
4) образная;
5) эмоциональная;
6) сенсомоторная (двигательная).
4. Внимание
1) произвольное;
2) устойчивое и неустойчивое.
5. Свойства нервной системы
1) сила;
2) подвижность;
3) уравновешенность;
4) лабильность и динамичность.
6. Коммуникативные характеристики
1) экстравертированность-интровертированность;
2) готовность к лидерству;
3) коммуникативные способности;
4) речь;
5) такт;
6) чувство юмора.
8. Мотивация
1) профессиональные интересы;
2) устойчивость мотивов;
3) согласованность мотивов.
9. Ценностно-нравственные характеристики
1) иерархия ценностей;
2) бескорыстие;
3) честность;
4) ответственность;
5) самокритичность.
10. Волевые характеристики
1) смелость, решительность;
2) целеустремлённость;
3) эмоциональная устойчивость;
4) склонность к риску.
11. Психофизиологические характеристики человека
1) физическая сила;
2) выносливость;
3) утомляемость.
Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.
Психологическая традиция изучения конфликтов.
Конфликт, как одно из значимых явлений психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психического благополучия -фундаментальной проблемой всей психологической науки, по-разному решаемой ее различными дисциплинами. Значение явления конфликта в общей психологической феноменологии проявляется в том, что каждая значительная п ...
Логика процессов личностного развития человека. Системно-структурное
представление о развивающейся личности
Личностное развитие человека в плане становления основных его макрохарактеристик может быть представлено в виде восходящей структуры с координатами самосознания и сознания (вертикаль и горизонталь соответствено). Подобная логическая схема лежит в основе антропологических теорий И. Канта, С. И. Гессена и Э. Эриксона, правда, без явного вв ...
Изучение агрессии дошкольников. Понятие агрессии
Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на появление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явле ...