Другая психология » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Основные методы профессиональной психодиагностики

Основные методы профессиональной психодиагностики

Беседы - интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

Открытые беседы - интервью (с возможностью отвлечения от заранее заготовленных вопросов. Такие беседы дают

о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование.);

Опросники профессиональной мотивации(для большинства это более важная диагностика, чем определение способности к профессии);

Опросники профессиональных способностей (они оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности»);

«Личностные» опросники. По-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает масса проблем);

настоящий личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни; иногда о человеке можно многое сказать и по его поведению в общественном транспорте; т.о., получается, что тест на «личность» - это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но, с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, так что очень сложно оценить личность в обыденном режиме жизни;

Проективные личностные тесты дополняют объем представлений о личности. Метод наблюдения - это один из основных научно-практических методов работы психолога (выделение четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);

Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности, корректности такого опроса);

Психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

«Профессиональные пробы». Обычно требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходят к условиям современной РФ;

Использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;

Исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с «испытательным сроком»);

Использование различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.


Визуальный контакт
Взгляд, его направление, частота контакта глаз – еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда чело ...

Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера и психопатий[3]
Типологическая модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый); акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно- боязливый, циклотимический, аффективный). Леонгард считает, что люди отличаю ...

Заключение.
Трансакционный анализ является самостоятельным направлением психологической теории и практики. Психотерапия, разработанная Берном и его последователями призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в ме ...