Современный этап профориентацииСтраница 2
Сложились и приняты практикой основные принципы профориентации в школе. Основные из
них: воспитывающий
характер и политехническая направленность; формирование профессиональных
намерений
соответственно интересам и склонностям личности и потребностям конкретного экономического района в кадрах; взаимодействие школы, семьи и производства по формированию профессиональных намерений учащихся; комплексный характер профориентационной работы.
Сформированы требования системе профессиональной ориентации.
Во-первых, система должна обеспечить органическую связь целей, задач и содержания воспитательной работы по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, а также технологии средств методов осуществления этой работы.
Во-вторых, система должна обеспечивать связь не только между отдельными воспитательными мероприятиями и видами деятельности учащихся одного класса, но также и всей школы; связь не только между коллективными и групповыми методами работы, но также между коллективными формами и индивидуальной работой с каждым учащимся.
В-третьих, система должна обеспечивать четкую организацию всей профориентационной работы в школе, а также в каждом классе в известной последовательности и завершенности.
В-четвертых, система профориентации должна включать повседневное и дифференцированное руководство процессом формирования готовности учащихся к сознательному выбору профессии. Это руководство может осуществляться со стороны учителей, классного руководителя, администрации школы.
В.Ф.Сахаровым разработаны критерии эффективности профориентации. I критерий – общественный, когда имеет место все большее сближение между профессиональными намерениями выпускников и потребностями данной территории в кадрах. II критерий – личный, все большее сближение между начальными профессиональными намерениями выпускников и реальным выбором профессии по окончании школы. III критерием является производственная и общественная активность, овладение профессией, проявление творчества в производственной деятельности, участие в рационализации, изобретательстве, общественной работе коллектива. IV и самый важный критерий – удовлетворение выбранной профессией, отсутствие смены профессии (текучесть), нахождение призвания.
Профориентационная подготовка в процессе обучения выступает как часть более общей системы профориентации школьников и должна, естественно, вписываться в нее.
Основания профориентации школьников.
Первое. В связи сложившейся структурой занятости работоспособного населения и перспективой (10-15 лет) социально-экономического развития страны ориентацию молодёжи
на рабочие профессии следует считать основным
направлением всей профориентационной работы.
Второе. Профориентация должна
включать в себя не только подготовку к выбору профессии,
но и сформированность профессионального самосознания, что
служит основой для будущей профессиональной
подготовки.
Третье. В связи с рядом объективных обстоятельств (рубеж выбора пути дальнейшего образования, психологические особенности возраста и др.) основная работа по профориентации школьников на рабочие профессии ложится на школу и УПК.
Четвертое. Учитывая особую важность работы по профориентации школьников, необходимо, чтобы она являлась частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и УПК.
Воображение и эмоции
Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Известно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одн ...
Некоторые универсальные принципы в механизме памяти
Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г.Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономености в механизме памяти: 1) При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец (“эффект края”) 2) Запоминание пройдет лучше если повторять материал несколько раз в течение в ...
Выводы
Самоактуализация – это стремление личности реализовать свой потенциал в той сфере, в которой она видит свое призвание. Побуждение, стремление, намерения, интересы, цели и задачи, которые человек ставит перед собой, связаны с понятием мотивации потребностей. О значительном интересе ученых к проблеме мотивации свидетельствует тот огромный ...