Развитие профориентации в России, СССР и РФСтраница 1
Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). Уже в известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, специально посвященный выбору профессии и даже выделены четыре типичных варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необдуманный выбор; 3) выбор по признанию; 4) выбор по расчёту. В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях. («Студенческий альманах», «Адрес-календарь» и др.)
Таким образом, в эти годы вызревают социально-экономические, психолого-педагогические условия для профориентации.
В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При Центральном институте труда (1921) была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. В 1927 г. при Ленинградском институте по изучению мозга Наркомтруд профконсультации. За 1927-1928 гг. обследовано 2700 подростков, а за последующие 5 лет – 7 млн. 600 тыс. человек. За период с 1930 по 1933 гг. по стране открыто 47 бюро профконсультации. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педагоги. В 30-е гг. стала разрабатываться система школьной профориентации.
В период нэпа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась.
Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». В 1937 г. – отмена трудового обучения в школе и резкое свёртывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма профориентацию просто запретили.
Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР; организован научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР – НИИ ТО и ПО АПН СССР.
Таким образом, в период хрущевской «оттепели», т.е. в период возрождения некоторых демократических свобод в стране – явное возрождение профориентации. К сожалению, из-за долгого перерыва в развитии профориентации профориентационные разработки оставались ещё на довольно простом (и даже примитивном) уровне.
В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок ещё более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму.», «… на завод!», «… на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. В итоге в этот период профориентация стала деградировать.
Правда, уже в 1984 г. вышло постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодёжи. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:
Биологические
предпосылки ЭИ
· Уровень ЭИ родителей; · Правополушарный тип мышления; · Свойства темперамента. ...
Динамический тремор
Тремор – это колебания дистальных звеньев конечностей сравнительно небольшой амплитуды. По вопросу о происхождении тремора существуют различные точки зрения. Еще в 70–80 годы XIX века тремор рассматривался либо как симптом патологии, либо как колеблющийся тетанус, возникающий вследствие малого числа или малой интенсивности импульсов, пос ...
Изучение развития игры детей с недостатками
слухового восприятия
Известно, что любая игра активизирует ребенка, а значит и его развитие. Рассмотрим, как развиваются игры у детей с недостатками слухового восприятия и каким образом они способствуют развитию этих детей. В последние годы были определены особенности игр глухих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании ли ...