ВведениеСтраница 1
Актуальность. Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует социальную и психологическую зрелость подростка. Наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможность и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого, и общества и каждого человека, и общества в целом. В каждом учении живёт свой исследователь, свой изобретатель, который ждёт, когда создадутся условия для творческой деятельности.
Творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив какой-то смысл в трудовой деятельности, уважающий себя человек затем стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, в итоге вся жизнь (в том числе и трудовая) превращается в непрерывный творческий «поисковый» процесс.
Однако сегодня, в эпоху массовой культуры и «эстетизированного» с помощью изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда всё больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий для жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.
Но человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает лучше («прекраснее») окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей, испытывает удовлетворение от своей работы, имеет успех в своей деятельности.
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это: развитие индивидуальных способностей учащихся; расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями; развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов; обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.
Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся:
- система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности;
- диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва);
- теоретические и методические основы профконсультации молодёжи (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва);
- банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва);
- системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров, Киров; Н.К.Степаненков, Минск);
- общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре);
- особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент);
- формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко, Луганск);
- использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессий, учебного заведения или специальности в конкретном заведении.
Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной культуры труженика любой отрасли народного хозяйства и промышленности, а также принимая во внимание то, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологические особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии, мы выбрали для данной работы одну из исследуемых сторон профессиональной ориентации и сформулировали тему следующим образом: «Влияние темперамента учащихся на их профессиональный выбор».
Противоречие: между важностью правильного выбора профессии и низким уровнем профориентационной работы в учебных заведениях.
Проблема. Каковы факторы, оказывающие влияние на выбор профессии и которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы.
Объект. Профессиональный выбор и профессиональное самоопределение детей старшего школьного возраста.
Предмет. Темперамент как один из факторов оказывающих влияние на выбор профессии.
Цель исследования. Выявление и экспериментальная проверка влияния темперамента детей старшего школьного возраста на их профессиональный выбор.
Гипотеза. Учащиеся с разным темпераментом выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности.
Задачи.
Конфликты и межличностные отношения
Конфликт — это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни (А. Г. Ковалев), Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях. В социалисти ...
Формирующий этап эксперимента
Цель: формирующего эксперимента: развитие навыков и умений ведения сюжетно-ролевой игры у детей с недостатками слухового восприятия. В формирующем эксперименте, который проходил в течение 3-х с половиной месяцев, приняли участие только трое детей: Лера А. – 11.09.2001 г.р., Алеша З. – 17.07.2001 г.р., Саша И. – 22.08.2001 г.р. Трое други ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕСТ NEO-FFI Инструкция Пишите только на специальном бланке для ответов. Внимательно прочитайте инструкцию прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ...