Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников
подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. Организация
и методика исследованияСтраница 1
Цель нашего диплома – поиск эффективной программы формирования у дошкольника всех компонентов готовности к школьному обучению в условиях детского сада.
Предмет исследования – готовность к обучению в школе и условия ее формирования.
Объект исследования – дети 6-7 летнего возраста - воспитанники подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута
Гипотеза: использование диагностико-коррекционной программы Н.И. Гуткиной является эффективным условием формирования готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы детского образовательного учреждения.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Диагностировать уровень сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников экспериментальной группы.
2.Апробировать диагностико-коррекционную программу Н.И. Гуткиной в работе с детьми экспериментальной группе.
3. Провести диагностику уровня сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента с целью проверки его эффективности.
В соответствии с задачами эксперимента исследование проводилось в три этапа.
I этап экспериментального исследования.
Цель – диагносцировать сформированность компонентов готовности к обучения в школе у воспитанников экспериментальной группы.
Среди тестов готовности к школе можно выделить группу тестов, в основе которых лежит представление о развитии ребенка как функциональном созревании его психики.
Существенное влияние на появление таких тестов оказала концепция готовности ребенка к школе немецкого психолога А.Керна. Он считал: «Если мы не будем торопиться с определением ребенка в школу и подождем, пока он достигнет требуемого уровня развития, то в таком случае любой ребенок сможет относительно легко вступить на школьную дорогу и успешно пройти её до конца. Если наши рассуждения правильны, то дети, признанные «незрелыми» и по этой причине не принятые в школу, через год благодаря исключительно естественному физическому, психическому и духовному росту достигнут той точки в своём развитии, которая соответствует структуре эффективности, позволяющей рассчитывать на среднюю или хорошую успеваемость в школе» (цитируется по К. Ингенкампу, 1991,с.167).
Важным показателем этого созревания является степень созревания визуальной дифференциации восприятия, способность к вычленению образа.
Эти положения нашли отражение в «Тесте первичной успеваемости для определения готовности ребенка к школе» А.Керна.
Позднее этот тест модифицирован психолог Чехословакии Я. Йирасеком (J. Jirasek, 1970,1978) и стал известен как Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Он даёт представлений о степени созревания мозговых структур ребёнка через развитие его сенсомоторной координации.
1. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека [27]
Тест состоит из трёх заданий:
1) рисование мужской фигуры по памяти;
2) срисовывание письменных букв;
3) срисовывание группы точек.
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1-высший балл, 5-низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трём заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трём заданиям от 3до 6 баллов, рассматривается как выше среднего,от 7 до 11-как среднее,от12 до 15-ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углублённо обследовать, т.к. среди них могут быть умственно отсталые.
Содержание общения
Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. На уроке истории учитель сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, школьник растолковывает своему товарищу теорему Пифагора, закон Кулона. Учащиеся — красные следопыты совместно разыскивают документы, вещи героев гражданской и Отечест ...
Таксисы
Как и на более низких уровнях эволюционного развития, пространственная ориентация совершается на высшем уровне элементарной сенсорной психики, преимущественно на основе примитивных таксисов. Но с усложнением жизнедеятельности организмов возрастают и требования к локализации биологически значимых компонентов среды по их биологически незна ...
Мотивация и личность. Мотивация и формирование личности
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку ви ...