Практическое исследование
Страница 2

Идентификация

– еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Для оценки суггестивности использовались 5 срочных заданий:

1. Напишите фамилию любого писателя, например "Гоголь"; вообще любого писателя.

2. Напишите любую короткую фразу, например "лето наступило" (варианты…); вообще любую фразу.

3. Напишите название любого предмета, например "стол"; вообще любого предмета.

4. Изобразите любой предмет, например треугольник; вообще любой предмет.

5. Напишите любое число, например 9; вообще любое число.

В результате обработки полученных ответов выяснились следующие данные:

Пониженная внушаемость – 3 человека.

Средняя внушаемость – 13 человек.

Повышенная внушаемость – 4 человека.

Для дальнейшего исследования респондентов мне необходимо было знать их эмоциональное состояние на момент заполнения анкет. Мною была использована методика "Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду)".

В результате полученных данных у 16 ресспондентов самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцептуации характера человека.

У 4 человек были обнаружены показатели неудовлетворительного самочувствия. Самооценка в целом понижается, в особенности когда наступает состояние, близкое к депрессии. Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией, резким снижением работоспособности.

Работая с данной группой людей мы определили круг задач:

1. Соблюдение элементарных норм техники безопасности, а именно: применение защитных средств (каски, распираторов, и т. д.)

2. Курение только в специально отведенных местах и даже отказа от курения вообще.

3. Соблюдение распорядка трудового дня (ликвидация опозданий и ранних уходов с работы).

Анализируя всех членов группы, я столкнулся с проблемой – как преодолеть сопротивление внушению некоторых человек.

Иногда создавалось впечатление, что клиент готов к взаимодействию с психологом, а на самом деле он бессознательно противится внушению. Обычно такое поведение вызвано двумя причинами.

С одной стороны, неверные представления клиента о внушении вызывают у него смутные опасения, проявляющиеся в высоком уровне нервного напряжения.

С другой стороны, возможно, клиент боится потерять контроль над собой и выдать тщательно оберегаемые секреты. Страх иногда выражается в чрезмерной старательности клиента в ущерб полному расслаблению. Напряженный, слишком тревожный клиент часто допускает подобную ошибку, и психолог должен найти способ преодолеть встретившееся препятствие.

Один из способов помощи клиенту – наблюдение за его реакциями на применение различных методик внушения. Для этого и было проведено тестирование, обращая внимание на различия в реакциях клиента.

Применяемая техника внушения должна соответствовать психотипу клиента. Стиль быстрого внушения, творящий чудеса с послушными, податливыми людьми, вызывает сопротивление у человека, склонного к сомнениям, обладающего сильной волей, который не любит выполнять чьи-то приказы. Здесь выполнялся медленный, разрешающий, деликатный метод, чтобы завоевать доверие клиента.

С дисциплинированным, интеллигентным клиентом полезно обсудить различные методы внушения и дать ему возможность сделать выбор.

Повторение внушений приводит к пониманию клиентом состояния измененного сознания. При работе с трудным клиентом часто бывает полезна смена обстановки.

Создание группы оказалось идеальным способом переубеждения испуганного клиента. Наблюдение за людьми, которые получают пользу от внушения, положительно воздействуют на трудного клиента.

Известные заблуждения относительно внушения проистекают из страха клиента утратить самоконтроль во время сеанса. Применение внушения дает наилучшие результаты тогда, когда между клиентом и психологом устанавливаются доверительные отношения. Обычно клиенты испытывают страхи и сомнения и нуждаются в эмоциональном контакте с психологом, ведь при проведении сеанса душевная теплота играет гораздо большую роль, нежели самая изощренная техника. Наиболее серьезными препятствиями на пути к внушению являются порождающие тревогу подозрительность и сопротивление. Тревожность в свою очередь не позволяет добиться необходимой степени релаксации, без которой невозможен процесс внушения.

Психологу никак не обойтись без взаимодействия с клиентом и настоящий профессионал должен придерживаться как можно менее авторитарного и как можно более сочувствующего стиля поведения. Внушение – не арена для соревнований в проявлении воли между клиентом и психологом, а скорее ситуация, предполагающая гармоничную совместную деятельность, в которой прежде всего учитываются интересы клиента.

Страницы: 1 2 3 4


Психологические теории и направления. Психоанализ и бихевиоризм. Психоаналитическая теория
За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Одними из самых известных являются теория психоанализа и направления бихевиоризма. Бихевиоризм — направле ...

Экспериментальное исследование. Характеристика методов, используемых в практической части выпускной квалификационной работы
Цель настоящего исследования: изучить особенности сюжетно-ролевой игры и возможности развития ребенка старшего дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия в процессе игровой деятельности. Основной метод исследования: наблюдение и эксперимент. Наблюдение за игровой деятельностью испытуемых детей использовалась методика из кни ...

Эволюция системы образования
Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования. В примитивных, первобытных обществах образование являлось сос­тавной частью социально-производственного процесса. В те далекие времен ...