Изучение развития игры детей с недостатками
слухового восприятияСтраница 1
Известно, что любая игра активизирует ребенка, а значит и его развитие. Рассмотрим, как развиваются игры у детей с недостатками слухового восприятия и каким образом они способствуют развитию этих детей.
В последние годы были определены особенности игр глухих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что глухого ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании личности ребенка.
Основной мотив для развития игры старших дошкольников – ролевое общение в ходе согласованной деятельности друг с другом.
В ходе игры создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение бесед по ходу игры), для формирования механизмов обобщающей и регулирующей функции слова. Поэтому сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речи глухих детей, которая вначале стоит еще на самой элементарной ступени констатации – обозначение словом предметов, их качеств, действий. По мере обучения речи дети овладевают значениями слов, у них меняется отношение к слову, появляется возможность понимать его настолько, что оно начинает определять собой действия детей. Сама игра толкает детей к овладению все более сложными формами речи. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается речевое мышление. В условиях игры создаются такие ситуации, которые позволяют обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью, ребенок начинает его употреблять спонтанно»[23].
Сюжетно-ролевая игра – способ познания глухими детьми социальной действительности. Игра способствует развитию личности ребенка в целом, включая память, самостоятельность, воображение, творческой активности, инициативы, речи, эмоциональной сферы, мышления. Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение действительности (ребенок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, решая задачи).
Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития ребенка с недостатками слухового восприятия и выполняет следующие задачи:
1. Расширение знаний детей по выбранным темам, даются представления о функциональном назначении и сфере использования изучаемых объектов.
2. Дети учатся отражению в играх труда взрослых людей, их взаимоотношений в процессе деятельности.
3. Развитие в ходе игр словесного общения детей. Они учатся использовать ранее усвоенный словарь и развивать специфический, связанный с сюжетами игр.
4. Развитие активности, самостоятельности, логического мышления, воображения, формирование познавательных интересов.
Значение сюжетно-ролевой игры для развития речевого мышления как самого важного фактора развития личности детей с недостатками слухового восприятия:
Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера и психопатий[3]
Типологическая модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый); акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно- боязливый, циклотимический, аффективный). Леонгард считает, что люди отличаю ...
Психологический портрет конфликтной личности
Ни для кого не секрет, что существуют люди, которые сами провоцируют конфликты. Кто они? Конфликтные люди делится на две категории. Первая - гипертимы и истероиды. Они способны мгновенно "вспыхнуть" по любому поводу, но, как правило, и быстро "отходят". Чем ярче горит факел, тем быстрее он выгорает. Такие люди не злоп ...
Метод "Незаконченные предложения", разработанный Саксом и Леви.
Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к ...