Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и
иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивацииСтраница 1
Ученые считают, что источники современных теорий мотиваций стоит искать в Древней Греции и Древнем Риме. Именно здесь великие мыслители древности заложили начало научному изучению причин активности людей и животных, их детерминации (первые теории мотивации появились в работах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Лукреция, Платона, Сократа). Общим в их взглядах было то, что все они считали потребности основной движущей силой активности человека, которые определяют его желания, внутренние потребности, стремления.
Работы мыслителей древности заложили основу потребностным теориям мотивации, которые в дальнейшем были развиты французскими материалистами ХVIII столетия (К. Гельвеций, П. Гольбах, З. Кондильяк) и которые продолжают развиваться и сегодня с другими мотивационными концепциями.
Несмотря на то, что взгляды на сущность и происхождение мотивации человека неоднократно менялись, они всегда располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом.
Согласно рационалистической позиции, человек представляет уникальное существо, которое не имеет ничего общего с животными. Он наделен разумом, имеет мышление, сознание, волю и свободу выбора действий, в чем и необходимо искать мотивационный источник его поведения.
Иррационализм как наука распространяется в основном на животных, утверждая, что их поведение зависимо, неосмысленно и руководствуется темными неосознанными биологическими силами, возникающие из биологических потребностей.
Расхождение во взглядах на сущность и происхождение мотивации поведения человека и животных сохранялись почти до середины ХIХ столетия.
Первыми, собственно мотивационными, психологическими теориями, которые вобрали в себя рационалистические и иррационалистические идеи, считаются концепции, которые возникли в XVII-XVIII вв.: теория принятия решения, которая на рационалистической основе объясняла поведение людей и теория автомата, которая с иррационалистических позиций трактовала поведение животных. Отдельное существование двух мотивационных теорий (для человека и для животных), поддержанное теологией и разделением философии на материалистическую и идеалистическую, существовало до конца XIX столетия.
Появление теории Ч. Дарвина, позволила свести до минимума расхождения между человеком и животным, что повлияло на все гуманитарные науки: произошло постепенное сближение позиций рационалистов и иррационалистов в учении о причинах поведения животных и людей. С одной стороны стали изучаться разумные формы поведения животных, а с другой – инстинкты и рефлексы у человека как мотивационные факторы.
Теории мотивации, появившиеся со второй половины XIX в., претерпев изменения и обогатившись, существуют и сегодня. Знание их является необходимым для понимания сложной и противоречивой теории мотивации и мотивов, поскольку, как отмечает Е.П. Ильин, - "непредубежденный анализ позволяет увидеть в разных гипотезах и формулировках много ценной информации…" [6,7]. Рассмотрим с этой точки зрения некоторые современные психологические мотивационные концепции.
Современные психологические теории мотивации
В ХХ столетии понятие "мотивация" остается тесно связанным с понятием "потребность". При этом потребностные теории мотивации противопоставляются взглядам на мотивацию бихевиористов, которые считали, что поведение осуществляется по схеме "стимул - реакция".
Устранение противоречий и управление конфликтными ситуациями. Основные
стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Устранение противоречий и управление конфликтными ситуациями Конфликт — , в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. В напряженных ситуациях не оценивайте поведение партнера в форме "ты - высказывание". Он может расценить это как нападение и буде ...
Всегда ли партнеры сходятся в оценке своих отношений?
Расхождения во взглядах - даже между близкими партнерами неизбежная часть повседневной социальной жизни (McCarthy, 1983). Когда мы сталкиваемся с подобными разночтениями», это должно удивлять нас меньше, чем обычно имеет место. Когнитивные процессы — наши собственные или других людей — недоступны нам; поскольку мы не знаем, о чем думают ...
Занятие №2 «В гостях у белки»
Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой. Задачи: 1. Развивать концентрацию внимания. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру. 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. I
.
Вводная ча ...