Абрахамом Маслоу: Гуманистическое направление
Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.
Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая:
1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);
3) потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
4) потребность в уважении (самоуважение, признание);
5) потребность в самоактуализации (развитие способностей).
Схема 2 . Иерархия потребностей по Маслоу.
Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.
Им было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота или справедливость), с помощью которых он описал самоактуализирующихся людей. Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например, апатия, цинизм и отчуждение).
Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди – “цвет” человечества, люди, живущие полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного развития. Их характеристики следующие:
более эффективное восприятие реальности;
принятие себя, других и природы;
непосредственность, простота и естественность;
центрированность на проблеме;
независимость: потребность в уединении;
автономия: независимость от культуры и окружения;
свежесть восприятия; вершинные переживания;
общественный интерес;
глубокие межличностные отношения;
демократический характер;
разграничение средств и целей;
философское чувство юмора;
креативность (творческие способности);
сопротивление окультуриванию.
Исследование базовых убеждений личности студентов ВУЗов и профтехучилищ. Организация и методы исследования базовых убеждений личности
студентов ВУЗов и профтехучилищ
Целью исследования является определение особенностей базовых убеждений личности студентов АмГПГУ и ПУ № 11. Для достижения поставленной цели мы определили задачи: 1 Используя методику исследования базовых убеждений личности Р. Янов-Бульман, определить особенности базовых убеждений личности студентов ВУЗа 2 Используя методику исследования ...
Выводы
Итак, на основании вышеизложенного мы можем сделать определенные выводы. Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовос ...
Боязнь агрессии и защитная агрессия
Помимо уровня собственной агрессивности в рисунке несуществующего животного проявляется отношение к возможной агрессии со стороны окружающих. Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное. В качестве защиты может быть изображен панцирь, как в рисунке Маши Р., чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может не быть на ри ...