Другая психология » Социальная среда и личность » Социальные ориентации и установки

Социальные ориентации и установки
Страница 2

Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и др. Национальный стереотип есть инструмент политики.

Причины возникновения стереотипов — общая, тенденция к упрощению игнорированию различий. Они выступают как регуляторы социальных взаи­моотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание своего поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода напряжения.

Сте­реотип и имидж — близкие понятия. Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обла­дающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж — образ, подобие. Имидж наделяет социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Имидж — «полуфабрикат», требует домысливания, стимулирует вооб­ражение, имеет более регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функ­цию. Он обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип. Вместе с социальными мотивами имидж направляет и обусловливает все виды социального взаимодействия, в которые вступают индивиды и труппы. [5. c.166]

На основе экспериментальных исследований выясни­лось, что установка личности к определенным явлениям, ценностям, взглядам, теориям, идеологии может быть выражена посредством шкалы от —5 до +5. Крайне отрицательная установка личности к какой-либо теории, положению, обычаю может быть выражена через —5, крайне положительная - через +5, нейтраль­ная — «нулем», а различные степени положительного или отрицательного отношения — соответствующим чи­слом, отмеченным точкой на шкале между крайними позициями.

Общим результатом функционирования ак­туальной установки является то, что под ее воздейст­вием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция относительно действительности — «позиционность». Позиционность — существенная осо­бенность психической активности человека.

В определенной социальной среде в отношении таких профессий, как, например, учитель, токарь, тракторист, металлург, агроном, существуют различные ориентации. Социальная группа или отдельный человек может характеризоваться различной степенью положительной или отрицательной установки к указанным явлениям и ценностям. Их социальная активность значительно определяется именно тем, какие у них имеются социальные ориентации, установки. Поэтому ясно, что знание закономерностей формирования и смены такого рода социальных установок имеет большое практическое значение. [7. c. 176]

Страницы: 1 2 


Территориальное поведение
Уже у кольчатых червей и низших моллюсков наблюдаются первые проявления территориального поведения, что выражается в приуроченности жизнедеятельности к постоянно занимаемому участку, на котором располагается и убежище («дом») животного. Правда, выполнение жизненных функций (или хотя бы части из них) на определенном участке составляет лиш ...

Анализ результатов
При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счаст ...

Контрольный этап эксперимента
Цель контрольного эксперимента: выявить, какие изменения произошли в экспериментальной группе детей в результате формирующего эксперимента, связанного с коррекционно-развивающей работе по формированию навыков и умений в игровой деятельности детей с недостатками слухового восприятия. Для этого были использованы те же методики, что и в кон ...