Другая психология » Движущие силы и условия развития личности » Схема системной детерминации развития лич­ности.

Схема системной детерминации развития лич­ности.
Страница 5

Значит ли это, однако, что на уровне человека проис­ходит остановка всякого филогенетического развития? Что природа человека как выразителя своего вида, раз сло­жившись, далее не меняется?

Если признать это, то тогда необходимо также при­знать и то, что способности и функции, свойственные современным людям, например тончайший фонематичес­кий слух . — все это является продуктом функциональных онтогенетических изменений (А.Н.Северцов), независящих от достижений развития предшествующих поколений.

Несостоятельность такого допущения очевидна» (Леонтьев А.Н., 1983).

В деятельностном подходе к изучению личности речь идет не об остановке биологической эволю­ции человека, а о том, что у человека устойчивы видовые морфологические особенности, не выходящие за пределы вариантов, не имеющих социально приспособительного значения. Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера, точно так же как социальные условия жизни — хижины или дворцы, усвоенные в процессе социализации роли, — сами по себе не предопределяют, вырастет ли в этих условиях пекущийся о своем благополучии приспособ­ленец или же герой, готовый отдать жизнь ради рожде­ния культуры достоинства. Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они останутся нереализованными. Тем­перамент и задатки, впрочем, как и любые индивид­ные предпосылки, не представляют собой свойств личности. Эти предпосылки не являются основой или базой личности. В действительности свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы выс­шей нервной деятельности и т.д.) определяют формаль­но-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения че­ловека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние на становление личности (А.Г. Асмолов). В связи с этим, напри­мер, конституция или какой-либо органический дефект вроде хромоты может оказать влияние на формирова­ние личности. Основатели конституционных типологий личности (Э.Кречмер, У.Шелдон, Г.Айзенк

) подвергаются критике вовсе не за то, что они пытались выявить связь индивидных свойств человека с развитием, а за то, как они устанавливали эту связь.

Индивидные свойства человека развиваются и преобразуются в кон­тексте социально-исторического образа жизни общества.

Социально-исторический образ жизни — источник разви­тия личности в социогенезе.

В философской методологии, а также в ряде конкретных социальных наук, прежде всего и социологии, образ жизни

характеризуется как совокуп­ность типичных для данного общества, социальной груп­пы или индивида условий жизни. В психологии в сходном смысле употребля­ется понятие «социальная ситуация развития»

, которое было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развития личнос­ти, в частности в ходе критики представлений о «среде» как о «факторе» развития личности.

Понятие «социальная ситуация развития» было введено Л.С.Выготским и стало широко применяться в дет­ской и социальной психологии благодаря исследованиям Л.И.Божович и Б.Г.Ананьева. Говоря о «социальной ситу­ации развития», Л.С.Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития», то есть некий «фактор», непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. Материалом для этого процесса служат те кон­кретные общественные отношения, которые застает «ин­дивид», появляясь на свет. Все эти обстоятельства, выпадающие на долю «индивида», сами по себе выступа­ют как «безличные» предпосылки развития личности.

Введение представлений о социально-историческом образе жизни как источнике развития личности позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей в одной системе координат — оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни.

О природе времени

и его роли в детерминации разви­тия личности в психологии известно немного. Классичес­кие исследования В.И.Вернадского о качественно различных структурах времени в физической, геологичес­кой, биосферной и социальной системах затронули и пси­хологию. Точно так же, как психология изучала личность в «искусственных мирах», «средах», она долго довольствовалась представлением о времени, заим­ствованном из классической механики. Любые трансфор­мации времени в истории культуры или сознании человека, его уплотнения или ускорения, интерпретиро­вались как иллюзии, как «кажущиеся» отклонения от фи­зического времени. В отечественной психологии тезис о зависимости времени от тех систем, в которые оно вклю­чено

— в неорганическую природу, в эволюцию органической природы, в социогенез общества, в историю жиз­ненного пути человека, — был сформулирован С.Л.Ру­бинштейном

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Психологический эксперимент и его виды
По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования. Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных. Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда не ...

Проблема наркомании среди несовершеннолетних. Индивидуально - психологические особенности наркозависимых
Слово «наркомания» происходит от древнегреческого «наркс». Это означает «беспамятство», «оцепенение» и «мания» - сумасшествие, безумие. Наркотические вещества применяются в медицине в крайних случаях, как болеутоляющие средства. Но у лекарств - наркотиков есть коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и начинает требовать новую ...

Возникновение и развитие сознания
Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Человеческое бытие и есть способ целесообразного, деятельного отношения к объективному миру. Бытие людей — это реальный процес ...