Анализ результатов исследования
Страница 1

В нашем исследовании приняли участие 40 подростков (20 девочек и 20 мальчиков) учащихся краснодарской СОШ № 48 и ЦДОД «Малая академия», средний возраст которых 14,2 лет. Им был предложен описанный выше комплекс диагностических методик и 45 минут времени для работы с ним. После чего результаты были подвергнуты количественному анализу и занесены в таблицы по группам мальчики/девочки (Приложение 4). Качественный анализ позволил выявить основные составляющие и символы – лидеры знаковой системы гендерной идентификации нашей целевой группы подростков.

Рефлексивный самоотчет «Кто Я?»

показывает наличие разных схем самопрезентации мальчиков и девочек и выявляет ведущие вербальные символы гендерной идентификации.

В общую схему самопрезентации входят:

- лидерство понятия «человек», не указывающего на гендерную принадлежность – и мальчики (чел.) и девочки (чел.) поставили его на 1 место;

-психологические качества (смелый, чувствующая, справедливый), межличностные отношения (личность, друг/подруга, сын/дочь) и принадлежность к группе (ученица/ученик, подросток, скейтбордист);

- слова «мальчик» и «девочка» используются одинаково редко ( по 2 чел.).

Разница наблюдается в:

- мальчики почти не используют знаки следующего этапа развития, например, «юноша» - 0; «парень» - 2 чел. Функцию обозначения пола берет на себя распространенный в подростковой субкультуре знак - «чувак». И обращает на себя внимание знак «мужчина» - 2 чел.

- знак следующего этапа развития для девочек является значимым - 10 чел. используют слово «девушка». У девочек можно отметить и использование слов с ласкательным значением, н-р: «кисюня», и метафор: «цветок», «ангел», «радость», «ночь».

- мальчики делают акцент на физической характеристике «сильный» и связанных с ней видах деятельности (спортсмен, баскетболист, скейтбордист).

Специфика телесной самопрезентации и ведущие невербальные, графические символы гендерной идентификации хорошо прослеживаются в анализе проективных методик «Автопортрет» и «Рисунок мужчины и женщины».

Телесная самопрезентация в полный рост отмечается в 43% автопортретов.

Самыми значимыми графическими символами гендерной идентификации можно считать длину волос и разную одежду, это отмечают и мальчики и девочки в невербальной знаковой системе для обоих полов. Оба пола внимательны к общему антуражу своей одежды, прически и украшений.

Отношение к внешним данным мальчиками видимо утаивается (фигуры схематичны, графика упрощена).

Девочки открыто ориентируются на внешние данные, на красоту ( прорисованы большие глаза и ресницы, пухлые губы; видно стремление графически показать стройную фигуру, длинные ноги.

Если в рисунках мальчиков движения, позы, жесты носят знаковый характер и направлены на передачу специфических агрессивных значений (злобное выражение лица, и др.), то особенностью рисунков девочек является статичность изображения.

В рисунках девочек есть тенденция объединения в пару рисунка мужчины и женщины, которая полностью отсутствует у мальчиков.

Для изображения мужчин/женщин используется символическое изображение животных (волк, собака у мальчиков, кошка у девочек).

Предметные и деятельностные символы

гендерной идентификации показывают результаты опроса. Мальчики прежде всего демонстрируют значимость предметов технокультуры: мобильный телефон, инструменты, спортивные принадлежности, машины, компьютер. А девочки - косметики и украшений. Мальчики делают акцент на различных спортивных играх, мужских хобби – охота и рыбалка, а девочки - на работе по дому, хозяйственной, «домашней» деятельности. Оба пола неизменно демонстрируют себе и друг другу ориентации на определенные знаковые системы, присущие их субкультуре, ответственные за половую идентификацию. Особой разницы гендерной специфики профессий мы не обнаружили, кроме позиции «домохозяйка»: мальчики ставят её на 1 место большинством голосов, тогда как девочки отдали только 2 голоса.

Мы проанализировали обращения,

как специфический вербальный символ гендерной идентификации и хотим отметить отсутствие значимой разницы в употреблении обращений, указывающих на гендерную принадлежность и нейтральных у мальчиков и девочек. Лидерами стали: у мальчиков (мужик, чувак, парень) в обращении к представителям своего пола, и (девушка, женщина) в отношении женского; у девочек (Сэр; пацан; чувак; парень) по отношению к представителям мужского пола, и (подруга; сеструха; женщина) – как обращение к лицам своего.

Методика определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин»

позволила выявить уровень гендерной идентификации подростков, как степень усвоения социально-приемлемых для мужчин/женщин норм поведения, представленных в данной методике в виде набора личностных качеств.

Страницы: 1 2


Личность современного менеджера
Анализ концепций личности руководителя обнаруживает разнообразные подходы к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя. Поверхностный взгляд на эту проблему позволяет выделить следующие подходы: 1. «Коллекционный подход» подразумевает, что руководитель должен обладать особым ...

Методы научных исследований
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Можно выделить следующие методы. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого ...

Общие понятия о личности
Личность — это субъект деятельности и отношений. Личность — это понятие социальное. Личность — это социально-психологическая сущность человека, которая формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности под влиянием общения, воспитания и обучения. ...